ՀԱՅ ԱՌԱՔԵԼԱԿԱՆ ՈՒՂՂԱՓԱՌ
ՍՈՒՐԲ ԵԿԵՂԵՑԻ ՌՈՒՍԱՍՏԱՆԻ ԵՎ ՆՈՐ
ՆԱԽԻՋԵՎԱՆԻ ՀԱՅՈՑ ԹԵՄ
ՍՈՒՐԲ ԱՍՏՎԱԾԱԾԻՆ ԵԿԵՂԵՑԻ
Ք. ՆՈՎՈՍԻԲԻՐՍԿ

Российская и Ново-Нахичаеванская
Епархия
Святой Армянской Апостольной
Православной Церкви
“Сурб Аствацацин”
г.Новосибирск

Календарь
Благотворительность
responder
Подписка на новости

Таинства

Согласно учению Церкви, таинства – это установленные Богом священные действия, в которых верующий видимым образом принимает дары Святого Духа – невидимую исцеляющую Божию благодать.

Венчание
Миропомазание
Причастие
крещение
покаяние
рукоположение
соборование

Что есть таинство

Согласно учению Церкви, таинства – это установленные Богом священные действия, в которых верующий видимым образом принимает дары Святого Духа – невидимую исцеляющую Божию благодать.

В Армянской церкви существует семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, рукоположение, венчание и соборование.

Таинства отличаются от обрядов (благословение дома, отпевание, освящение воды и проч.). Участвуя в таинствах, христианин переживает присутствие Бога; обряды призывают благословение Божие на внешнюю жизнь и деятельность человека. Необходимо отметить, что в древней церкви не было четкой границы между таинствами и обрядами. Таинства можно разделить на две группы: неповторяемые (крещение, миропомазание, рукоположение и, в идеале, – венчание) и повторяемые (покаяние, причащение).

Для того чтобы понять всю значимость Церкви и необходимость святых таинств в нашей жизни, необходимо обратиться к первым главам книги Бытия. Эти главы повествуют о вхождении смерти в мир. Адам и Ева, ослушавшись Бога, поступили по своей воле. Более того, не пожелав признать ошибку, дабы заслужить прощение, они исказили божественный образ в себе, и смерть вошла в мир.

Таким образом, все люди, будучи потомками Адама и Евы, наследуют от них поврежденную смертную природу как данность, без возможности выбора. Мы рождаемся такими и не в состоянии повлиять на это. Это называется первородным грехом. Но с приходом в мир Христа человечество получило возможность не только избежать участи Адама, но и достичь подобия Бога. В этом нам помогают таинства Церкви, которые установлены Самим Господом нашим Иисусом Христом.

Итак, какое же место занимают таинства в жизни Церкви?

Для ответа на этот вопрос необходимо понять смысл прихода Христа, его жизнь, учение, смерть и воскресение.

Чем принципиально отличается Церковь Христова от всех остальных религий и нравственных учений? Является ли учение Христа чем-то принципиально новым? В большинстве религий содержатся достаточно стандартные морально-нравственные постулаты. Поэтому многие люди склонны считать, что все религии говорят об одном и том же и проповедуют одного Бога. Но это только внешняя сторона. Действительно, Христос не отменяет заповедей, существовавших в ветхозаветный период, Он продолжает и углубляет их. К примеру, моралисты видят в христианстве лишь совершенный нравственный закон.

Но принципиальная новизна христианства в том, что Христос дал людям Самого Себя.

Для христиан мораль и нравственность не являются чем-то ценным самим по себе, но служат лишь средством приближения к Богу. Для человека недостаточно быть лишь существом нравственным. Цель христианина – стать подобным Богу (Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48)), а нравственность – лишь первый шаг, подготовительная ступень для достижения цели.

Для христиан главное не добродетели, не внешние церковные формы, а только и только Сам Христос, Его Божественная личность, и все внешнее и внутреннее в жизни как отдельной личности, так и Церкви должно быть направлено ко Христу, и только в Нем способно обрести истинный смысл и значение.

Именно для достижения богоподобия Самим Господом нашим Иисусом Христом создана Церковь и таинства. Собственно таинства делают Церковь Церковью. Через святые таинства верующим подается Святой Дух, который соединяет их со Христом и друг с другом, образовывая Тело Христово.

Очевидно, что таинства занимают центральное место в жизни Церкви. Храмы, богослужения, посты, церковные чины и все прочее служит для совершения и достойного принятия таинств.

Каждое таинство имеет свое предназначение и смысл. В каждом таинстве сообщается верующему христианину определенный дар благодати: в крещении сообщается благодать, очищающая от греха Адама; в таинстве покаяния – благодать, прощающая грехи; в таинстве рукоположения человек получает благодать священнослужения. В таинстве венчания подаются благодатные силы строить семью на основе христианской любви.

Крещение, миропомазание, причащение, покаяние необходимы и обязательны для каждого христианина, а таинства рукоположения и брака являются добровольными. Совершителем каждого таинства является сам Христос, а священник передает эти благодатные дары таинства верующим.

Но для того, чтобы обрести благодать, подающуюся в таинствах, человеку необходимо серьезно потрудиться. Не бывает так, чтобы мы сидели сложа руки в ожидании, когда Бог одарит нас Своею благодатью как «духовным подарком». Вместе с тем не может быть и так, чтобы мы могли достичь чего-либо лишь собственными усилиями («без Меня не можете делать ничего» (Иоан.15:5). Духовная жизнь – это исключительно сотрудничество человека и Бога. Мы должны постоянно трудиться, понуждать себя жить христианской жизнью, подходя к делу сознательно и с личной ответственностью.

Господь же, видя духовное усилие человека, через таинства Церкви дает ему Свою благодать, и она изменяет и исцеляет человека, немощного и несовершенного самого по себе.

Для многих людей, в том числе и церковных, таинства представляют собой некие магические ритуалы. Такое представление не предполагает личного подвига и личной ответственности за собственную жизнь. Магизм основывается на той ложной мысли, что духовный мир независим от человека. Человек лишь игрушка, маленькая деталь в этом мире. Таким образом, чтобы воздействовать на этот духовный мир и получить некий результат, необходимо в точности скрупулезно выполнить некий обряд. В таком мировоззрении священнику отводится роль некоего жреца или мага. Армянская апостольская святая церковь в лице священнослужителей резким образом осуждает такое понимание святых таинств и духовной жизни. Результат духовной жизни в таинствах зависит от веры человека, его дел, взглядов, нравственного состояния, расположения сердца и проч.

Если магизм попадает в церковную жизнь, он негативным образом искажает ее. Человек перестает быть христианином, хотя внешне и соблюдает церковные правила. Прежде всего искажаются отношения человека и Бога. Бог становится не любящим Отцом, готовым всегда и везде принять кающегося, а тираном, который только и ждет, как отправить грешника на вечные муки. И угодить такому богу можно, лишь правильно исполнив обряд. Как результат, человек становится скованным, исчезают личные отношения с Творцом, и рождается крайняя безответственность за свою жизнь. Ведь человек уже переложил свою религиозную жизнь на форму, обряд и придал внешнему мистическое значение. В конце концов все это приводит к ненужности нравственных усилий, ведь форма делает все автоматически. От религии нужен не Сам Бог, а Его дары, обеспеченность в жизни, комфорт здесь и сейчас (при правильно исполненном обряде). К сожалению, необходимо признать, что для многих армян Церковь – это свечки, записки, матах и пр. Достаточно поставить свечку, подать записку, освятить соль и уйти по своим делам, а соль, свечки и записки сами все сделают. Часто приходится сталкиваться с потребительским отношением к таинствам: нужно крестить ребенка, чтобы его не сглазили, венчаться, чтобы семья не распалась. Чтобы не заболеть – причаститься и т.д. Здесь явное упование на форму. Считается, что все нужное произойдет само по себе, без собственного нравственного подвига.

Все вышеизложенное – нехристианский взгляд. Церковь не учит этому. Богу не нужны наши свечки и записки: «Сын мой! отдай сердце твое мне» (Притч. 23:26). Армянская апостольская церковь учит о сотрудничестве, сотворчестве человека и Бога, особенно в отношении святых таинств. Церковь учит, что таинства действительны, они не зависят от нравственных достоинств или недостатков тех, кто их совершает или принимает. Но при недостойном принятии их они не освящают человека, а служат ему в «суд и осуждение». Таинства Господа всегда святы и действенны. Христиане должны стремиться получить духовный плод, с расположением принимать святые таинства, для того чтобы жить со Христом. Если же таинства рассматриваются для других целей, тогда они служат в осуждение.

Таким образом, для достойного принятия таинств Церкви необходимо:

1) Вера: «Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6).

Вера должна быть ясной, твердо знающей предмет своего упования, исповедующей, что посредством таинств мы приобщаемся Богу и получаем благодать Святого Духа.

2) Желание приобщения Богу. Для этого основанием своей духовной жизни необходимо положить личность Спасителя и Господа Иисуса Христа и общение с Ним. Всякий иной подход, как-то: креститься по традиции для национальной армянской самоидентификации, причащаться ради физического здоровья, венчаться, чтобы в семье не было скандалов, – это профанация таинств.

Наивно предполагать, что таинства превращают нас волшебным образом в уже спасенных, оправданных, освященных сверхлюдей. После крещения грех не умирает в нас, мы все равно стареем, болеем и умираем, но нам дается сила жить, подражая Христу. С принятием дара духовная жизнь тольконачинается, и мы во многом ответственны за результат. Мы должны стараться осознанно быть с Богом посредством святых таинств, стараясь не допускать греха.

Таинства можно сравнить с семенем, которое бросается в человека для того, чтобы впоследствии при бережном к нему отношении получить плоды Духа Святого. Мы должны потрудиться и взрастить его, понуждая себя к добру, исполняя евангельские заповеди, возрастая в вере и остерегаясь заблуждений. Если все это будет сопровождать нашу жизнь хоть в самой малой мере, тогда Господь посредством святых таинств исполнит нас благодатью Святого Духа и будет вести и укреплять нас в течение всей жизни.