ՀԱՅ ԱՌԱՔԵԼԱԿԱՆ ՈՒՂՂԱՓԱՌ
ՍՈՒՐԲ ԵԿԵՂԵՑԻ ՌՈՒՍԱՍՏԱՆԻ ԵՎ ՆՈՐ
ՆԱԽԻՋԵՎԱՆԻ ՀԱՅՈՑ ԹԵՄ
ՍՈՒՐԲ ԱՍՏՎԱԾԱԾԻՆ ԵԿԵՂԵՑԻ
Ք. ՆՈՎՈՍԻԲԻՐՍԿ

Российская и Ново-Нахичаеванская
Епархия
Святой Армянской Апостольной
Православной Церкви
“Сурб Аствацацин”
г.Новосибирск

Календарь
Благотворительность
responder
Подписка на новости
Главная > Таинства и обряды > Таинства > Таинство венчания

Таинство венчания

Три дела украшают меня и делают приятным Богу и людям.

Это братское единство, любовь ближних и согласие между мужем и женой.

(Сир. 25:1-2)

Венчание – это таинство, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Брак есть одно из семи христианских таинств, которое ведет свое начало от времен ветхозаветных. Согласно Быт. 2:18, целью брака является не столько деторождение, сколько духовно-телесное единство, взаимодополнение, взаимопомощь. Заповедь «плодитесь и размножайтесь» относится и к человеку, и к другим живым существам (Быт. 1:22,28), но только человеку заповедано составить в любви «одну плоть» (Быт. 2:24).

О высоком значении брака свидетельствует то, что в Библии брачный союз символизирует отношение Бога к народу, Христа к Церкви (Ос; Еф. 5:22). Христос Спаситель подтверждает святость брака, установленную в Ветхом Завете (Мф. 19:3).

Наставление

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Молодожены, испытывая любовь друг к другу, должны стараться всячески укреплять свою духовную связь. Муж и жена получают полноту и цельность своего бытия в духовно-нравственном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого, что достигается в христианском браке.

Взаимные обязанности мужа и жены указаны в Свящ. Писании: муж должен любить жену, как Христос возлюбил Церковь; а со стороны жены должно быть повиновение мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5, 22-26).

Чтобы быть достойным отображением таинственного союза Иисуса Христа с Церковью, соединяющиеся в супружестве должны все низшее в своей природе подчинить высшему, физическую сторону поставить в зависимость от духовно-нравственной.

Принципом достижения единения является исполнение любви. Любовь проявляется в устремленности к тому, чтобы в конце концов достичь желанного союза. Если мы осуществляем это страстное желание для низких, суетных, мирских нужд, то растрачиваем Божий дар, и это уже не любовь. Как в свете нет тьмы, так и в любви нет места отрицательным проявлениям, следовательно, любовь стремится к добру, счастью, миру, искренности, в конце концов ко всему тому, что дает нам положительный импульс, возвышая человека над низменными желаниями. В любви обитает Сам Бог и освящает ее Собой.

Семья – это божественная любовь в миниатюре, становление которой Церковь основывает святым таинством венчания. Этим таинством две далекие друг от друга личности, мужчина и женщина, получают божественное благословение, соединяются друг с другом таинственным образом, становятся одной плотью и, становясь на путь вечного совместного жития, по примеру Христа и Его Церкви посвящают себя стараниям для преуспеяния в достижении Царствия Божия, чтобы вместе с семьей войти в него.

Иногда мы неверно воспринимаем таинство бракосочетания, глядя на него лишь плотскими глазами. Поэтому необходимо хорошо осознавать, что помимо телесной брак содержит в себе принцип духовной поддержки, основанной на любви. Первая женщина была создана не только для продолжения рода, но Бог сказал: «Нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18). Бог дал человеку друга жизни, следовательно, любить друг друга не означает любоваться друг другом, а иметь супругам одну цель, вместе идти к ней и на этом пути поддерживать и быть помощниками один другому.

Таинство венчания – теснейший союз из когда-либо заключаемых, который вообще могут установить два человека. Ни родственная, ни дружеская связь не может создать такую степень близости между двумя людьми.

Священное Писание утверждает, что мужчина и женщина были созданы друг для друга: «Не хорошо быть человеку одному». Женщина, «плоть от плоти его», т.е. его творение, равная ему, самая близкая, она дана ему Богом в качестве помощи, представляя таким образом Бога, который есть «помощь наша». «Поэтому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2:18-25).

Сам Господь указывает на то, что это означает нерушимое единство двух жизней, напоминая каков был «в начале» Замысел Божий: «Так что они уже не двое, а одна плоть» (Мф. 19:6).

На этом пути пары должны не только соблюдать внешнее приличие, но и внутреннее достоинство. Так что в супружестве не плотское должно быть целью, а духовное. Церковь не настаивает на исключительно духовном характере семейного счастья. Она также признает и его мирскую составляющую, при этом отвергая рабское служение принципу «наслаждайся».

Условия супружества

В преддверии создания здоровой и крепкой семьи Церковь предлагает молодым парам рассмотреть следующие условия.

Одна из важнейших целей супружества – деторождение. Следовательно, для супружеской связи необходимо телесное здоровье.

Необходимы также зрелость и совершеннолетие как для физического и духовного здоровья нового поколения, так и для утверждения идеи любви и нравственности. При этом женщина должна быть зрелой (17 лет), а мужчина старше нее (20-25 лет). Важна также и родственная связь. В XIII в. Армянская церковь установила, что женящиеся должны отстоять друг от друга на семь колен (сын отстоит от отца на одну ступень, одно колено, внук – на две, т.е. количество рождений между двумя лицами исчисляется ступенями или коленами; двое братьев или сестер отстоят друг от друга на два колена, муж и жена не разделены коленами, т.к. являются одной плотью).

Церковь считает необходимым, чтобы парень и девушка, желающие вступить в брак, были крещены и миропомазаны. Церковь запрещает брак христианина (христианки) с инаковерующей (инаковерующим) за исключением того случая, когда она (он) примет христианство.

Основа взаимной любви – единоверие, поскольку духовный рост людей достигается верой. Мужчина дому глава, женщина – его сердце, так что голова и сердце по взаимному согласию связываются любовью и преданностью.

Необходимо, чтобы таинство венчания совершалось священником в церкви. Венчание, которое совершается тайно, считается недействительным. Церковь позволяет исполнять таинство венчания лишь дважды: «Канон девственного венчания» и «Канон второго венчания». Третий брак непозволителен.

Венчать запрещено в следующие дни:

1. во все без исключения воскресные дни года,

2. по всем средам и пятницам (за исключением среды и пятницы между Новым Воскресеньем и Вознесением),

3. в дни поминовения усопших, следующие за каждым из пяти великих праздников,

4. в праздники Рождества, Наречения (или Обрезания) Господня, Сретения Господня, Благовещения и Вознесения,

5. во все дни Великого поста и первые восемь пасхальных дней,

6. во все пять дней каждого недельного поста: Передового, Преображенского, Успенского (Святой Богородицы), Воздвиженского, Рождественской Пятидесятницы и Рождественского.

Венчание можно совершать, когда запретный день клонится к вечеру, но при условии, что следующий день не запретный.

Венчание нерасторжимо ни государственной, ни какой-либо иной человеческой властью: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). Как невозможно разлучить Христа с Его Церковью, так невозможно и развести человека с его женой.

Условия расторжения брака

Армянская церковь, считая законный брак нерушимым, тем не менее разрешает развод, когда один из супругов:

1. совершил прелюбодеяние,

2. болен неизлечимой и заразной болезнью,

3. одержим либо помешан,

4. без вести отсутствует семь лет.

Венчание недействительно, когда

1. исполнено тайно,

2. исполнено насильно,

3. женящийся (выходящая замуж) имеет законную супругу (законного супруга).

Бесплодие не является причиной расторжения брака. Перемена вероисповедания также не причина для развода, но он позволителен, если есть случаи религиозного насилия.

Таинство венчания совершается Церковью, чьей главой является католикос. И лишь она обладает властью расторгнуть брачный союз.

О ВТОРОБРАЧНЫХ

Брак в Армянской церкви по смерти одного из супругов или по законному разлучению может быть совершенным во второй раз. Но Церковь, согласно со словом Божиим, не с одинаковым уважением смотрит на это. Она учит, что согласнее с духом христианства довольствоваться одним браком. Сообразно с высокой чистотой жизни, представляемой нам Евангелием, второй брак Церковь допускает как некоторое несовершенство в жизни христианина, снисходя только немощи человеческой в предохранение от греха. В древности двоеженцу назначалось от 1 до 2 лет отлучения от евхаристии.

Подготовление

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее лично, придя в храм.

Необходимо, чтобы таинство венчания совершалось в присутствии дружки (арм. «хачехбайр, кавор», крещенный в Армянской апостольской церкви) и народа.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Во время венчания кольца, которые надевают на палец жениху и невесте, являются знаком нерушимости их союза, а венцы, возлагаемые на головы молодоженам, – это знак их целомудрия, поскольку венчание свято, необходимо беречься прелюбодейных устремлений.

Две горящие свечи, приготовленные для таинства, знаменуют духовную радость и ниспосланный свыше дар.

Вино, принесенное венчающимися, пьют в знак того, что радости и горести совместной жизни они будут испытывать вместе.

О ПОВЕДЕНИИ В ХРАМЕ ВО ВРЕМЯ ТАИНСТВА ВЕНЧАНИЯ

Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания таинства, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и алтарю. Всем приглашенным в храм на венчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах – женихе и невесте. Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящиеся в храме при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения таинства.

Смотреть видео