ՀԱՅ ԱՌԱՔԵԼԱԿԱՆ ՈՒՂՂԱՓԱՌ
ՍՈՒՐԲ ԵԿԵՂԵՑԻ ՌՈՒՍԱՍՏԱՆԻ ԵՎ ՆՈՐ
ՆԱԽԻՋԵՎԱՆԻ ՀԱՅՈՑ ԹԵՄ
ՍՈՒՐԲ ԱՍՏՎԱԾԱԾԻՆ ԵԿԵՂԵՑԻ
Ք. ՆՈՎՈՍԻԲԻՐՍԿ

Российская и Ново-Нахичаеванская
Епархия
Святой Армянской Апостольной
Православной Церкви
“Сурб Аствацацин”
г.Новосибирск

Календарь
Благотворительность
responder
Подписка на новости
Главная > Таинства и обряды > Таинства > Таинство причастия

Таинство причастия

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26–28).

Однажды Христос долго беседовал с народом о небесной пище: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий… Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. На это сказали Ему: «Господи! подавай нам всегда такой хлеб». Иисус же сказал им: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда… Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмъ хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». Тогда иудеи стали спорить между собою, говоря: «Как Он может дать нам есть Плоть Свою?» Иисус же сказал им: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Ин. 6:27, 32-35, 47-58).

Люди не смогли воспринять эти неслыханные и невероятные слова. Более того, многие из учеников, услышав, отошли от Него. Тайна эта превыше человеческого разума, ее невозможно понять, разложить по полочкам, сделать простой и доступной для восприятия. Душа в этом случае сталкивается с серьезным выбором: принять слова Господа и реализовать свою веру не только на словах, но и на деле или отказаться от Него, Его слов и отойти ради собственного комфорта.

Надо заметить, что Христос не бросился вдогонку за отошедшими от Него учениками со словами: «Вернитесь, вы неверно поняли смысл Моих слов» и т.п. Христос, который оставил девяносто девять овец, чтобы отправиться на поиски единственной заблудившейся, не сделал этого. Наоборот, Он обратился к оставшимся с суровыми словами: «Не хотите ли и вы отойти?» (Ин. 6:67). Тогда апостол Петр по дару небесного Отца исповедал Христа словами: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Ин. 6:69). Значит, это настолько важно, что только принятие Тела и Крови Христовых и может сделать нас подлинными христианами, учениками Иисуса.

Само таинство причащения (арм. «[h]ахордутюн») было установлено Спасителем перед крестными страданиями. Сидевший за столом вместе с двенадцатью апостолами Иисус, взяв хлеб, благословил, дал апостолам и сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Затем взял чашу с вином и сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». После этого сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Мф.26:26–29, Лк. 22:19).

Апостолы ели и пили из рук Христа и стали первыми людьми во вселенной, вкусившими Тела и Крови Божьего Агнца, идущего на смерть за грехи мира.

Когда апостолы разошлись по миру с проповедью Евангелия, они не только проповедовали, крестили и совершали знамения, но и непременно совершали «преломление хлеба». Так на библейском языке называется литургия (арм. «патараг»).

В книге Деяний святых апостолов описывается литургия тех времен: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи… взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел». (Деян. 20:7, 11). Как видно, литургия состояла из проповеди и преломления хлеба. В дальнейшем с распространением Церкви изменился и чин литургии, но сердцевина осталась той же, что и 2000 лет назад. Жизнь Церкви строилась вокруг литургии, и по сей день литургия составляет центральное событие церковной жизни. Евхаристией люди связываются в Тело Христово: все мы причащаемся Одного и Того же Христа – и становимся одним Телом в самом буквальном смысле этого слова.

В литургии мы молимся Богу Отцу о претворении хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы Святым Духом. Жертва Христа не вспоминается и не совершается заново, ибо она совершена раз и навсегда. Жертва Христа проецируется на наше бытие, и человек приобщается ей. Важно отметить, что приобщаемся мы не в воображении или фантазиях, а абсолютно реально.

Литургия неразрывно связана со смертью и Воскресением Христовым. Господь говорит: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:54). Для человека недостаточно веровать во Христа и молиться Ему. Ему жизненно необходимо существенным образом соединиться с Господом для обретения спасения. И нет другого способа соединения со Христом, кроме как причастившись Его Тела и Крови, предаваемых под видом хлеба и вина.

Совершение и принятие таинства Святого причащения в истинной христианской Церкви продолжится до второго пришествия Христа, по слову апостола Павла: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор. 11:26).

Подготовка к причастию

В первые века христиане причащались несколько раз в неделю, поскольку причастие было духовной необходимостью. Например, св. Василий Великий – архиепископ Кесарийской церкви, писал, что в его Церкви причащались четыре раза в неделю. Со временем любовь христиан стала охлаждаться, люди начали причащаться только по воскресеньям. А после – только три раза в год, на великие праздники Рождества, Пасхи и Преображение Господне. «В святости и искуплением грехов, в Господние праздники надо оставить все попечения плоти и мирские заботы и удостоиться Св. таинства, сейчас видением и вкушением, а в жизни вечной удостоиться несказуемому, блаженному и нетленному венцу», – говорит св. Григор Татеваци.

Логично, что человек, любящий Христа и старающийся жить по Его заповедям, желает как можно чаще причащаться Святых тайн. Литургия для него – жизнь; он всегда с нетерпением ждет ее. Когда же смысл и значение Евхаристии ослабевают, то христианская жизнь становится размытой и на первый план выступают вещи второстепенные, заслоняя собой Христа. Собственно причащение делает нас христианами. Как отлучение от причастия свидетельствует об отпадении от Церкви, так и участие в литургии свидетельствует о принадлежности к Церкви и, как следствие, – к Телу Христову.

Следовательно, верующим необходимо постоянно быть внимательными к себе, чтобы не подменить евхаристическую жизнь вещами околоцерковными.

Апостол Павел пишет в Первом послании к Коринфянам: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1 Кор. 11:23-31).

Часто люди неверно понимают эти слова о недостойном причащении, годами не подходя к причастию, ожидая собственной достойности. Но дело в том, что все мы – люди грешные, и никогда, ни при каких обстоятельствах не сможем стать достойными пролитой Крови Христа. Ни одно наше усилие не сможет встать в один ряд как равное смерти Спасителя и таинству причастия. Господь тем не менее строго предупреждает о необходимости причащения: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53). Также наивно думать, что, помолившись и попостившись, мы победим гордыню и прочие пороки и обретем спасение. Ничего подобного. Во время Патарага хор исполняет песнопение «Миайн Сурб» – «Един Свят». Единый святой и безгрешный – это Христос; на нас – и даже на лучших из нас – эта безгрешность не распространяется. Наше дело – стремление ко Христу, стремление жить по Его заповедям, отвращаясь от грехов. Нужно быть очень осторожным, думая о собственном достоинстве или недостоинстве, не впадать в крайности. Достоинство человека как образ и подобие Божие неизменно. Но и о грехах нельзя забывать. И о том, что Христос за всех пострадал, не разделяя никого по заслугам и недостаткам. Не надо бояться причащаться, смущать себя своими слабостями, величием таинства и ни в коем случае не допускать формальных отношений с Господом.

Недостойно причаститься означает приступить к Чаше без веры, без страха Божия и после причастия продолжать греховную жизнь; вот это будет в суд и в осуждение. И тут шутки плохи.

Основа подготовки к причастию состоит в твердом и непреклонном желании причаститься, невозможность жизни без Спасителя, осознание собственной неполноценности без Него. Необходима и живая вера в то, что в таинстве мы реальным образом соединяемся со Христом. Причем эта вера не спонтанная эмоция, а постоянное состояние души. Все духовные труды человека, внутренние и внешние (пост, молитва, хождение в Церковь, милостыня и т.д.), направлены для обретения именно такого состояния души. Как результат в душе рождаются покаяние смирение, благодарение и жажда Бога.

Как правило, у многих людей есть эти чувства в зародышевом состоянии, в слабой, почти исчезающей мере. Поэтому Церковь предлагает молитву, пост, милостыню и другие способы для того, чтобы «расшевелить» душу. Каждый человек может выбрать из этих способов наиболее подходящие и действенные для себя.

Цель внутренней подготовки – очищение совести, примирение с людьми, выстраивание собственной жизни по христианской норме. Внешняя подготовка служит внутренней, дополняет ее, но не стоит преградой между человеком и причастием. Все внешнее в Церкви является отражением внутреннего и ни в коем случае не должно становиться «условием» доступа к Богу и превращаться в непосильный труд и обузу. Это язычество и фарисейство.

Поскольку все люди разные, то и внешняя подготовка у всех своя. Например, для людей новоначальных или редко причащающихся необходимо строгое выполнение внешнего правила, поскольку оно помогает «настроить» душу на нужный лад. Для людей церковных мера внешней подготовки меньше, поскольку они живут внутренней жизнью. Но то и другое необходимо, а конкретно кому сколько читать, сколько поститься, что есть, что смотреть, от чего воздерживаться – каждый должен решать сам, посоветовавшись со священником, исходя из жизненной ситуации.

Второй этап подготовки к причастию состоит в испытании совести. Апостол Павел пишет: «Да испытывает же себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11:28).

Есть вещи, которые несовместимы с Евхаристией. Это блудная жизнь, всякого рода заблуждения, равнодушие или жестокость, проявленные в отношении других людей. Испытание совести заключается не только в покаянии, но и в оставлении греховного образа жизни, необходимо начать прилагать усилия и не допускать двойной жизни. Это опасно для человека: «Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:30).

К причастию необходимо подходить с чистой совестью. Нельзя приступать к таинству, держа злобу на кого-нибудь. Об этом предупреждает сам Христос: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24).

В жизни бывают разные ситуации, но апостол Павел советует: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18). Необходимо приложить все усилия, насколько это возможно для примирения, а лучше совсем не допускать ссор и распрей. Совесть человека сама будет обличать и подсказывать, что нуждается в исправлении и как исправить беспокойное состояние души, которое мешает причащению.

Плоды причащения

Плоды причащения всецело в руках Господа. Обычно Господь утешает душу радостными чувствами: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23). Но главный плод – это укрепление верующего во Христе. Иногда Господь в воспитательных целях скрывает от нас радостные чувства, чтобы мы не относились к таинству потребительски и не зацикливались на радостных переживаниях. К сожалению, приходится констатировать, что есть люди даже среди церковных, неправильно понимающие суть причащения. Некоторым кажется, что это «освященный хлеб», другие причащаются с языческими представлениями, чтобы ребенка не сглазили, чтобы не болеть, быть успешным в бизнесе и т.п. Эти заблуждения не имеют ничего общего с тем, что дает Господь в таинстве, и служат в суд и осуждение.

В таинстве причащения Господь дает силы и решимость жить христианской жизнью, по Его заповедям, дает еще большую духовную жажду Бога и возможность исправления грехов. Плоды причастия многогранны: Господь лучше всех знает, в чем нуждается человек, и каждому подает необходимое; но главное – это укрепление души во Христе.

Как часто причащаться?

Сознательный христианин не может редко причащаться. Но во всем нужна мера. Без подготовки причащаться нельзя, причем необходима подготовка не только внутренняя, но и внешняя, поскольку она воспитывает благоговейное отношение к святыне. Вместе с тем подготовка к причастию не должна приводить к большому душевному напряжению, поскольку человек может надорваться и начнет относиться к таинству с пренебрежением.

Учитывая все вышесказанное, можно заключить, что каждый человек должен сам для себя определить меру причащения, чтобы душа была бодра, не боясь усилий, но избегая рутины и привыкания, всегда со страхом Божиим и радостью желать приобщиться Христу.

Господь, желая спасти нас, избрал для этого не какой-нибудь философский или эстетически-культурный способ, а самый простой и естественный для человека способ – через вкушение. И после каждого причащения Его Тела и Крови нужно благодарить Его от всего сердца. Верующие часто забывают о благодарении, концентрируясь на покаянии или различных просьбах. Но опыт показывает, что именно в благодарении душа ощущает самое главное – реальность богообщения и соединение со Христом. Ну и, конечно, причащение требует от нас хранить и приумножать дары и не бояться жить по Евангелию, не бояться креста, не бояться несчастий. Любовь Бога к своим детям гораздо сильнее материнской любви. «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя», – говорит Господь (Ис. 49:15).

Причастие – это важнейший шаг в нашей жизни, когда мы вплотную соединяемся с Богом. Мы не видим Его, не осязаем своими руками, однако через уста принимаем Его вовнутрь себя. Смысл, сущность и радость жизни не в еде, а в общении с Богом. Именно с такой мыслью мы должны подходить к Святому таинству.

Смотреть видео