ՀԱՅ ԱՌԱՔԵԼԱԿԱՆ ՈՒՂՂԱՓԱՌ
ՍՈՒՐԲ ԵԿԵՂԵՑԻ ՌՈՒՍԱՍՏԱՆԻ ԵՎ ՆՈՐ
ՆԱԽԻՋԵՎԱՆԻ ՀԱՅՈՑ ԹԵՄ
ՍՈՒՐԲ ԱՍՏՎԱԾԱԾԻՆ ԵԿԵՂԵՑԻ
Ք. ՆՈՎՈՍԻԲԻՐՍԿ

Российская и Ново-Нахичаеванская
Епархия
Святой Армянской Апостольной
Православной Церкви
“Сурб Аствацацин”
г.Новосибирск

Календарь
Благотворительность
responder
Подписка на новости
Главная > Таинства и обряды > Таинства > Таинство рукоположения

Таинство рукоположения

«Добрый Пастырь, положивший жизнь Свою за овец, да одарит тебя способностью (да сподобит тебя) пасти стадо Его в праведности, подавая пример самопожертвования».

(Маштоц, чин рукоположения)

Рукоположение (арм. «дзернадрутюн»), или Священство – таинство посвящения божественному служению; священнослужитель проповедует Евангелие, совершает таинства Церкви, призывает народ к покаянию и ведет к спасению, а также передает благодать. Рукоположение совершается епископом и освящается миропомазанием во свидетельство благодатных даров Святого Духа. Таинство рукоположения подобно таинствам крещения и миропомазания, оно не повторяется и не упраздняется.

Установление таинства

Это таинство также установлено Господом Иисусом Христом, который избрал Себе учеников и дал им власть священства (Лука 24:50-51).

Этой властью апостолы (греч. «посланники») рукополагали диаконов (Деян. 6:5-6), прощали грехи согласно слову Господа: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:23), «…возлагая руки на больных, исцеляли их» (Деян. 28:8-9).

Благодатью Святого Духа эту власть апостолы передали своим последователям, этой же властью наделяется сегодня священник при рукоположении. Так была образована церковная иерархия (арм. «нвирапетакан карг»).

Духовная иерархия Армянской церкви

Существуют девять степеней духовной иерархии:

1. Ключник (придверник)

2. Чтец

3. Заклинатель

4. Фонарщик

5. Иподиакон

6. Диакон

7. Священник

8. Епископ

9. Католикос

Иерархическая лестница Армянской апостольской церкви состоит из четырех основных ступеней. На высшей ступени стоит Его Святейшество Верховный Патриарх и Католикос всех армян. Католикос наделен всей полнотой духовной власти и имеет власть рукоположения в сан епископства.

Первой ступенью церковного посвящения является рукоположение в диаконы (арм. «саркаваг»). В диаконы рукополагают из числа служащих в церкви чтецов. Диакон (разговорная форма – «дьякон»; др.-греч. διάκονος – «служитель») – лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства. Диаконы помогают священникам и епископам при совершении богослужений, но самостоятельно ни служить, ни совершать таинства не могут. Диакон призван помогать священнику, он имеет право чтения Евангелия с алтаря и преподношения чаши (потира) освящения во время Святой литургии (Сурб патараг).

Чтец (арм. «дпир») – низший чин церковной иерархии, низшая степень церковнослужителя. В чтецы посвящает епископ через хиротесию. Служение чтеца – чтение во время богослужения богослужебных текстов (Священное Писание). Чтец – первое посвящение мирянина, за которым может следовать посвящение в иподиакона (арм. «кисасаркаваг»), а потом рукоположения в диаконы, пресвитеры и епископы. Посвященными чтецами могут быть исключительно мужчины.

Чтецы в свою очередь подразделяются на четыре ступени: ключник, заклинатель и фонарщик.

1. Ключник (арм. «дрнпа[h], придверник»): по повелению епископа открывает и закрывает дверь церкви. Посвящение в степень исполняет епископ вне церкви, вручая посвящаемому ключи от церковной двери.

2. Заклинатель (арм. «ертмнецуцич»): отрешает от сатаны пришедших на крещение. Посвящение исполняется в центре храма.

3. Фонарщик (арм. «джа[h]нкал»): зажигает лампады, лампы и свечи в храме и готовит вино и просфору для Святой литургии. Посвящение исполняется перед церковным клиросом.

Второй, основной ступенью церковной иерархии является посвящение в сан священника. В священники рукополагают достигших совершеннолетия и женатых мужей, не имеющих физических и умственных недостатков. Священник призван быть духовным пастырем и наставником прихожан Церкви, наделен властью исповедовать и отпускать грехи, совершать таинства и обряды церкви.

Принявший обет безбрачия или монашества муж рукополагается в сан священника иеромонаха (абеха) и как знак отречения от мира носит особый головной убор конусообразной формы – клобук (вехар).

Епископ – высшая ступень церковной иерархии. Согласно церковным канонам, во епископы рукополагаются из числа принявших обет безбрачия, иеромонахов, в том числе с предназначением на предводительство епархией. Сферой ответственности епископов является попечительство и руководство епархией, распоряжение имуществом, рукоположение священников, иеромонахов, диаконов и чтецов для служения в церквях. За особые заслуги перед Церковью и длительное служение епископу может быть присвоен титул архиепископа.

В Армянской апостольской церкви католикос стоит на ступень выше епископа.

Католикосу вверена вся полнота законодательной и судебной власти Церкви. Его Святейшество посвящает в сан епископов, основывает новые епархии, издает законы и указы, совершает обряд мироварения, является верховным хранителем священных реликвий и сокровищ Церкви, духовным отцом нации и Верховным Патриархом.

Католикос избирается Национальным церковным собором бессрочно, после чего рукополагается соборно двенадцатью епископами Церкви и восходит на престол таинством возлияния святого мира.

Особое место в Церкви занимает ступень архимандрита (арм. «вардапет»). Звание архимандрита присваивается тем безбрачным священникам, которые защитили богословский трактат и имеют ученую степень. Архимандритам предоставляется исключительное право толковать и проповедовать Слово Божие, быть духовным учителем и наставником Церкви. Право присвоения звания архимандрита принадлежит только тем епископам, которые имеют степень верховного архимандрита (протоархимандрит – арм. «цайрагуйн вардапет»).

Степени от ключника до диакона называются малыми степенями, а последние три – великими. Малые степени не относятся к священству, будучи предназначены к исполнению лишь некоторых обязанностей для упорядочения обрядов Церкви, и составляют класс церковнослужителей. Хоть малых степеней и шесть, существует еще служение псаломщика (арм. «сахмосергу») и уборщика (арм. «авелацу»).

Необходимые условия рукоположения:

1. Быть совершеннолетним, телесно здоровым, без душевных и умственных недостатков (Лев. 21:16–18, 21).

2. Иметь соответствующую призванию интеллектуальную и духовную подготовку.

3. Быть достойным принять божественное служение.

4. Иметь внутреннее свидетельство о своем достоинстве (2 Кор. 10:18).

5. Иметь свидетельство Церкви (народа).

6. Обязаться следовать православному учению Армянской церкви, отрекаясь от сектантских движений и ересей.

7. Необходимо также, чтобы посвящаемый был рожден от благочестивых родителей и непорочного ложа.

Вот что говорит о рукоположении и священстве святой Овнан Мандакуни: «Священник – ангел Вседержителя Бога. Непочтение священника – грех перед Богом, который рукоположением наделил его властью совершать таинства церкви. Хотя они [священники] и недостойны совершать великие таинства, однако ради спасения людей Бог не препятствует передаче благодати Святого Духа, ибо если Он устами ослицы и посредством чародейства Валаама говорил слова спасения человечеству, насколько же великими будут Его дела посредством хоть и недостойного священника во имя жизни и нашего ради спасения. Если же ты со святостью причастишься святого таинства, греховность священника не повредит тебе. Так же если некто во грехе или нечистым приобщится святого таинства, то святость священника помочь не сможет. А если сочтешь, что рукой порочного священника дары Святого Духа не нисходят в литургии и Бог не действует через такового, то помни, что нарушаешь обряд Церкви и порочишь христианскую сущность. Если бы исполнение таинства зависело от святости священника, то не нашлось бы ни одного человека на земле, достойного совершать спасительные таинства».

Смотреть видео:

часть 1

часть 2

часть 3