«Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши».
(2 Кор.1:21–22)
Миропомазание (арм. дрошм) есть «исполнение» крещения – как его восполнение и как его реализация.
В таинстве миропомазания происходит то же самое, что произошло с апостолами в Сионской горнице, когда на Богоматерь и учеников Христа сошел Святой Дух. По внешней, видимой форме два эти события заметно отличаются: некогда, почти две тысячи лет назад, сошествие Святого Духа совершилось в образе схождения огненных языков; ныне же оно осуществляется через крестообразное помазание святым миром. И вместе с тем следует помнить: сегодня точно так же, в той же мере, в той же полноте, как и тогда в Иерусалиме, Святой Дух сходит на нас при совершении миропомазания, освящая христианина, делая его обителью Своего благодатного огненного присутствия. Таинство миропомазания – это личная Пятидесятница.
Принять дар Святого Духа, воспринять совершенное призвание чада Церкви Христовой может только тот человек, истинная природа которого уже восстановлена во Христе: именно поэтому крещение и предшествует миропомазанию. Миропомазание – это, с одной стороны, дар Духа Святого, вселение Духа Святого лично в человека, а с другой – духовные благодатные дары, подающиеся как духовная пища. Любому младенцу для его физического роста необходима материальная пища. Для духовного же роста «новорожденного» христианина, возрожденного в крещальной купели человека, нужна духовная пища, действие благодати Божьей: насыщающей, вскармливающей.
Получаемый в миропомазании дар Святого Духа – это то, что не может принадлежать тварной человеческой природе. Человек был сотворен для того, чтобы в своем совершенствовании при помощи Божьей и по Его милости стяжать этот дар – как осуществляющийся союз любви между Творцом и Его творением, достигнув через это обожения.
При совершении миропомазания человек освящается Святым Духом и становится чадом Церкви. В практике Армянской апостольской церкви принято совершать миропомазание непосредственно после крещения. Церковь соединила таинство миропомазания с таинством крещения по подобию с Господом. Когда Он после принятия крещения от Иоанна Крестителя в реке Иордан вышел из воды, Святой Дух в образе голубя сошел на Него и был с неба голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3:17). Подобным же образом святой Григорий Просветитель крестил армянский народ в реке Арацани, одновременно совершая помазание святым миром, по свидетельству Агатангелоса.
Миропомазание совершается над человеком один раз в жизни. Во время таинства совершается помазание миром нескольких частей тела, каждой из которых даруется особая благодать следующими молитвами:
Чело: «Миром благоуханным, во имя Иисуса Христа на тебя изливаемым, да будет печать сия небесного дара нетления».
Глаза: «Печать сия во имя Иисуса Христа да просветит очи твои, дабы никогда не уснуть в смерти».
Уши: «Помазанием святым да будет тебе печать сия во слушание заповедей Божиих».
Нос: «Печать сия во имя Иисуса Христа да будет в тебе благоухание жизни».
Уста: «Печать сия во имя Иисуса Христа да будет во ограждение и сохранение дверей уст твоих».
Руки: «Печать сия во имя Иисуса Христа да будет тебе побуждением благотворительности, всяких благодеяний и богоугодных поступков».
Сердце: «Печатью сей божественной да созиждется в тебе сердце чистое и да обновится дух правый в утробе твоей».
Спину: «Печатью сей во имя Иисуса Христа да пребудет на тебе щит укрепления, чем да возможешь погасить огненные стрелы лукавого».
Ноги: «Печатью сей Божественной да направятся стези твои в жизнь вечную».
Святые Отцы Церкви ставят самое слово «христиане» в тесную связь с миропомазанием. «Сподобившись этого святого миропомазания, вы именуетесь христианами, оправдывая это имя возрождением. Ибо прежде чем сподобились этой благодати, вы не были в подлинном смысле достойными и этого именования, но только приближались к тому, чтобы стать христианами», – пишет Святой Кирилл Иерусалимский (отец Церкви, 315-386).
В древней Церкви миропомазание внешне выглядело совсем не так, как сегодня. Апостолы начали возлагать на крестившихся руки – возложение рук и стало способом дарования Духа Святого. Впоследствии установилась практика низведения Духа через помазание миром (освященным составом из различных ароматных веществ), которое освящалось предстоятелем Церкви; помимо всего прочего, такой обычай стал выражением идеи единства Церкви под священной богодарованной властью предстоятеля.
Миро – это благоуханное масло. В ветхозаветной истории миро употреблялось Моисеем для освящения скинии, миром был помазан Аарон, первосвященники и пророки помазывались на вступление в служение Господу. Первый древнейший состав мира был указан Моисею самим Богом (Исх. 30). При этом миро самим Богом было названо святыней (Исх. 30, 32). В том ветхозаветном миропомазании, конечно же, еще не было полноты Божественного присутствия, которая была явлена в миропомазании христианском. Ветхозаветное помазание – это прообраз христианского миропомазания.
Миро варят и освящают один раз в 7 лет.
Основной компонент мира – цельное оливковое масло, к которому добавляются 40 видов различных ладанов, цветы, корни и листья ароматных растений, а также бальзам – сок особого вечнозеленого дерева, которое растет в Египте.
За сорок дней до освящения мира котел покрывается специальной вуалью и устанавливается на главном алтаре кафедрального собора Первопрестольного Святого Эчмиадзина. В ночь перед освящением совершается бдение.
В день освящения мира под пение гимна «Дивнославный Боже» Патриарший крестный ход выходит из кафедрального собора и направляется к специально воздвигнутому алтарю Святого Трдата. Священнослужители возносят на алтарь священные реликвии Армянской церкви – пронзившее Господа Копье, частицу Древа Животворящего Креста и десницу святого Григория Просветителя. В новое миро вливается старое, а также миро, переданное католикосом Великого Дома Киликийского как символ братской любви и единства Армянской церкви.
Из Первопрестольного Эчмиадзина Святое миро развозится по всему свету, где живут армянские диаспоры.
Святым миром совершаются: таинство миропомазания, которое следует за крещением; помазание священников, епископов и католикосов. Также миром освящаются основания возводимых церквей, кресты на куполах, алтари, образ Богоматери с Младенцем Христом, колонны и стены храмов.
Кроме того, ежегодно 6 января, в праздник Богоявления, после литургии совершается чин освящения воды, во время которого Святое миро изливается в символизирующую Иордан купель – в память о нисхождении Святого Духа на Иисуса во время крещения.
Крестная печать миропомазания назидает нас ценить все части нашего тела и органы чувств. Стараясь заботиться о каждом нашем органе чувств в отдельности, легче держать себя в чистоте. Об этом упоминает и Святой Ефрем Сирин в одной из своих молитв: «Замкни, Господь, уста мои для сплетен, убереги язык от злословия, глаза от недоброго взгляда, уши от злой вести, руки от хищений, ноги от пути разврата. И все мои члены огради от зла, да бдят во исполнение благого пред Тобой».
Таинство миропомазания, как и таинство крещения неповторимы.
После этого благодатного помазания, удостоиться которого спешат также владыки мира, человек забывает о других ароматах, суть которых – всего лишь благоухание, в то время как: «Сие, – говорит священник, – да будет тебе благоуханием, да приведет тебя из жизни к жизни вечной».