ՀԱՅ ԱՌԱՔԵԼԱԿԱՆ ՈՒՂՂԱՓԱՌ
ՍՈՒՐԲ ԵԿԵՂԵՑԻ ՌՈՒՍԱՍՏԱՆԻ ԵՎ ՆՈՐ
ՆԱԽԻՋԵՎԱՆԻ ՀԱՅՈՑ ԹԵՄ
ՍՈՒՐԲ ԱՍՏՎԱԾԱԾԻՆ ԵԿԵՂԵՑԻ
Ք. ՆՈՎՈՍԻԲԻՐՍԿ

Российская и Ново-Нахичаеванская
Епархия
Святой Армянской Апостольной
Православной Церкви
“Сурб Аствацацин”
г.Новосибирск

Календарь
Благотворительность
responder
Подписка на новости
Главная → Вопрос-Ответ

Вопрос-Ответ

Уважаемые посетители, в этом разделе вы сможете задавать вопросы и получать на них ответы по почте, часть вопросов-ответов будет публиковаться на сайте.

question

Как на армянском обращаться к святому отцу, епископу и т.д., когда хочешь их приветствовать?

Как на армянском обращаться к святому отцу, епископу и т.д., когда хочешь их приветствовать?

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как следует на армянском обращаться к святому отцу, епископу и т.д., когда хочешь их приветствовать?

Здравствуйте. К священнику обращаться нужно так: "благословите, батюшка" (Орhнеа,Тер), к монаху: "Бог в помощь, святой отец" (Аствац огнакан hАйр сурб), к епископу: "Бог в помощь, святейший отец (владыка)" (Аствац огнакан, Србазан hАйр), к католикосу: "благословите, Ваше Святейшество" (Аствац огнакан, Веhапар Тер).

Какова разница между ААЦ и РПЦ? Почему архиепископ Верейский называет нашу церковь монофизитской?

Какова разница между ААЦ и РПЦ? Почему архиепископ Верейский называет нашу церковь монофизитской?

Здравствуйте! На сайте Синодального информационного отдела Русской православной Церкви в своем интервью председатель Учебного комитета, архиепископ Верейский Евгений на мой вопрос об основных различиях догматов ААЦ и РПЦ (http://sinfo-mp.ru/interviews/2012/05/zadajte-vopros-arxiepiskopu-evgeniyu.html) говорит, что ААЦ признает в Иисусе Христе только Божественную природу, отвергая Его человеческое и что отказ Армянской апостольской Церкви признать ясное и точное учение Халкидонского собора о двух природах во Христе фактически делает ее монофизитской церковью. В связи с этим возник ряд вопросов:

1. Действительно ли ААЦ признает в Иисусе Христе только Божественную природу и отвергает Его человеческое?

2. Есть ли специализированные сайты, где можно ознакомиться с учением, догматами ААЦ?

3. Есть ли что-то общее между учением ААЦ и монофизитством, иначе почему нас так упорно называют монофизитами?

С уважением, Ованес Мартиросян

Здравствуйте, Ованес. Сразу же хотелось бы заметить, что сама идея задать такой вопрос иерарху РПЦ была ошибкой. Дело в том, что среди духовенства РПЦ на сегодня нет людей, которые могли бы дать грамотный и объективный ответ на поставленный вами (или другим вопрошателем) вопрос. Проблема иерархов РПЦ в том, что они не знают учения Святой армянской церкви, и это незнание заполняют средневековой греческой мифологией. Правильнее было бы с этим вопросом сразу обратиться к нам.

И теперь по сути поставленных Вами вопросов:

1. Нет, Ованес. Святая армянская церковь, как и другие древние Православные церкви, исповедует Господа нашего Иисуса Христа истинным и совершенным Богом и истинным же и совершенным Человеком, в воплощении принявшим от Матери нашу природу и ставшим во всем как мы, кроме греха. В контексте ответа архиепископа Верейского мы видим, что он не приписывает ААЦ отрицания подлинного человечества (как этому неправдиво учили все века апологеты греко-православия). Его заблуждение в другом. Для владыки Евгения, как человека невежественного в вопросах богословия, не существует иного представления о христологии, кроме как противопоставление монофизитства диофизитству, а потому его логика в том, что если ты не диофизит, то ты монофизит. Соответственно, по той же порочной логике, если не принимаешь Халкидонский собор, уже и не православный. Вера РПЦ не допускает признания того, что существует и иная вера, исповедовавшаяся всей Вселенской Церковью и до монофизитства, и до диофизитства. Согласно знаменитой антидиофизитской формуле святых Афанасия и Кирилла Александрийских, «едина природа («миа физис») Бога Слово воплощенного», православное христологическое учение называется миафизитством. Эта формула говорит не о том, что Христос только Бог, а о том, что Он один.

2. К сожалению, Ованес, специализированных богословских сайтов у нас пока нет. Но на церковных сайтах, а также форумах и в блогах христианской тематики, где пишут и отвечают на вопросы верующих служители нашей Церкви, вы можете найти уже готовые ответы практически на все вопросы, которые могли бы возникнуть у армянина, плотно соприкоснувшегося с претензиями русско-православного богословия в адрес ААЦ. Мы сами надеемся, что систематизация этого материала на специализированном сайте – дело недалекого будущего. Ведь многие армяне диаспоры, в силу жизненных обстоятельств оторванные от своей Матери Церкви, ищут правдивых знаний о ее учении.

3. Между православным учением нашей Святой Церкви и греческой ересью монофизитства нет ничего общего. Наша вера – это вера великих Отцов Церкви дохалкидонской эпохи и подлинно Вселенских соборов. Монофизитство же, исповедующее во Христе только божественную природу, – это ересь, придуманная константинопольским монахом Евтихием (или приписанная ему халкидонитами), осуждена ААЦ еще в 506 году на Первом Двинском соборе. Суть противостояния между древними Православными церквями и Церквями греческой и латинской традиций не столько в христологических различиях, сколько в факте нашего отвержения их Халкидонского собора. Халкидониты представляют свой собор как созванный против монофизиства, а потому, считают они, кто не принимает Халкидон, тот монофизит. На самом же деле Халкидонский собор был созван для освящения диофизитского учения папы Льва, что само по себе отвергало миафизитское православное учение великого Кирилла Александрийского, а стало быть и Третий Вселенский Собор. Т.е., отвергая Халкидон, мы не монофизитство принимаем, а отвергаем диофизитство. Монофизитство и диофизитство - две еретические крайности, что осознавали даже сами халкидониты, почему уже на Пятом своем соборе они восстановили миафизитское православное учение святых Афанасия и Кирилла. Но этого, к сожалению, не знает архиепископ Верейский. Хуля Армянскую церковь за неприятие чужого ей собора, владыка Евгений сам подпадает под анафемы своего Пятого собора, проклинающего всякого, кто не исповедует миафизитскую православную веру Святых Отцов:

«Если кто-либо не воспринимает выражение «соединение произошло из двух природ, из Божества и Человечества» или «едина природа Бога Слова воплощенного» в понимании учения Святых Отцов, т.е. что из Божественной и из человеческой природы, после того как совершилось соединение по Ипостаси, явился один Христос; но если этими выражениями он пытается ввести понятие об одной природе или сущности Божества и плоти Христа, да будет отлучен от сообщества верных. Ибо, говоря об Ипостасном соединении Слова и Единородного Сына, мы не считаем, что произошло некое смешение природ; скорее, мы считаем, что Слово соединилось с плотью, так что каждая природа осталась тем, чем была. Вот почему Един Христос, Бог и Человек, и Тот же, Который единосущен Отцу по Божеству Своему, единосущен нам по Своему Человечеству. Ибо Церковь Божия отвергает и анафематствует как тех, кто проводит разделение или разъятие на части, так и тех, кто вводит смешение в тайну Божественного Воплощения». Анафемы Пятого Вселенского собора. II Константинопольский собор. 8-я сессия (2 июня 553 г.)  

Вот в этом анафематизме Пятого византийского собора (если не считать некоторых, не относящихся к теме монофизитства нюансов) почти идеально изложено учение Армянской церкви, но парадокс ситуации в том, что сами халкидониты не верят так. В чем мы и убеждаемся, читая ответ архиепископа Верейского.

Да благословит вас Господь.

Что делать перед крещением?

Что делать перед крещением?

Скажите, пожалуйста, как нужно причащаться перед крещением? Если нужно читать молитвы, то какие именно? За сколько дней? Нужно ли держать пост, ходить в церковь на службы? Если можно, подробно опишите все действия до совершения таинства.

Здравствуйте. Т.к. самым главным условием для крещения взрослого человека или, проще говоря, причиной, по которой он решает стать христианином, является вера во Христа и желание неуклонно следовать по Его заповедям, то, соответственно, прежде чем креститься и взять на себя обязательства перед Богом, нужно лучше узнать, что такое христианство. В первые века христианства подготовка взрослых людей к крещению называлась оглашением – устным научением вере. Оглашение (или катехизация) могло длиться до трёх лет. Перед крещением полагался 40-дневный пост, причём вместе с готовящимися ко крещению постилась вся христианская община. Конечно, сейчас церковь не столь требовательна к желающим стать ее чадами. Но как минимум рекомендуется прочесть Новый Завет, изложение основ христианской веры и учения Церкви – Символ веры, а также постараться обдумать свою предыдущую жизнь, увидеть свои грехи и покаяться в них.

Перед крещением вас не причастят, т.к. вы еще не являетесь членом церкви и не можете участвовать в Таинствах. Но вот во время крещения причастят (в армянской церкви сразу после таинства крещения крещаемый получает причастие Святых Тела и Крови Христовых), если вы до крещения воздержитесь от приема пищи. Желательно соблюдать хотя бы 3-дневный пост.

Молитвы можете читать любые, обычно это покаянные молитвы.

Таинство крещения совершается один раз в жизни. В крещении человек получает освобождение от первородного греха и прощение всех своих грехов. Помните, если человек, крестившись, продолжает вести свой прежний греховный образ жизни, не участвует в воскресных литургиях и в святых таинствах (покаяние, исповедь, причащение), он не только лишается Божией благодати, данной ему при крещении, но и вызывает на себя гнев Божий. Люди, для которых крещение было только формальностью, данью традиции или моде, и они продолжают жить как до крещения, по словам апостола Павла, они своими собственными руками распинают Христа.

Что такое смертные грехи?

Что такое смертные грехи?

Уважаемые Святые Отцы. Расскажите, пожалуйста, о смертных грехах, и почему они так называются. Спасибо большое.

Здравствуйте. Разделение грехов на смертные и несмертные – лишь условность. На самом деле любой грех смертный, любой грех – это начало погибели, он разлучает нас с источником жизни – Богом.

Смертные грехи:

Чревоугодие

Блуд

Сребролюбие;

Гнев

Печаль

Уныние (леность, отчаяние)

Тщеславие

Гордость

Путь к освобождению от грехов только один – искреннее покаяние и решимость исправиться. Бог по своей неизреченной любви к людям установил таинство покаяния и исповеди. "Не бывает греха непрощаемого, кроме греха нераскаянного", – говорят Святые Отцы.

Когда можно исповедаться?

Когда можно исповедаться?
Исповедаться можно в любой день. Подготовьтесь к исповеди и приходите в церковь

Что такое "тухт у гир"? Что делать, если такое найдено дома?

Что такое "тухт у гир"? Что делать, если такое найдено дома?
Здравствуйте. Это одна из форм наведения колдовства. Обычно пишут заклинание на бумаге и тайно прячут у человека в доме с целью ему навредить. Любое колдовство действует только на невоцерковленных людей ( т.е. людей, которые не ходят в храм, живут без покаяния и исповеди, не причащаются, не ведут христианский образ жизни). При обнаружении подобных вещей их нужно уничтожить – сжечь, прийти в церковь, поговорить со священником, исповедаться и начинать вести христианский образ жизни, тогда вся сила колдовства иссякнет. Многие люди за снятием колдовства обращаются к другим магам и колдунам, но этого ни в коем случае нельзя делать, т.к. это тяжкий грех и еще более навредит здоровью человека и его душе.

Кто может быть моим крестным отцом?

Кто может быть моим крестным отцом?

Здравствуйте. Меня зовут Марина. Я армянка. Мне 35 лет. Хочу креститься. Слышала, что крестным отцом не должен быть родственник. Может ли быть таковым человек, который мне очень дорог, он годится мне по возрасту в отцы, он спас мне жизнь. Однако этот человек грузинской национальности. Будьте добры, ответьте, пожалуйста, можно ли сделать так, чтобы он стал мне крестным отцом, в чьем образе я вижу самого достойного человека, в лице которого видела бы только своего крестного отца. Буду очень благодарна за своевременный ответ. Спасибо.

Здравствуйте. Вашим крестным может быть человек любой национальности, но крещенный в ААЦ. Если ваш друг не является чадом ААЦ, вашим крестным он может быть только после того, как станет чадом ААЦ – пройдет обряд присоединения к ААЦ.

Почему обряд матаха претерпел такие серьезные изменения?

Почему обряд матаха претерпел такие серьезные изменения?

Я жила в Армении до 1993 года. Тогда обряд жертвоприношения существенно отличался от того, чего требуют священники сейчас. Раньше животного возили к церкви, крутились вокруг церкви 3 раза. Священник в своей молитве упоминал имя того человека, за спасение которого делают матах. Почему сейчас так кардинально изменили весь обряд, ведь церковь считается консервативным местом, сохраняющим принципы, взгляды и вековые традиции? Спасибо!

Здравствуйте. Тот "матах", о котором вы пишете, – это искажение истинного смысла обряда. Во время советской власти сложилось неправильное совершение матаха,пожертвования, но НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ, христиане не совершают жертвоприношений, потому что Христос пожертвовал Себя за нас и большей жертвы быть не может. Порядок совершения матаха установлен св. Григорием Просветителем. Дословно "матах" означает "подносить соль". Таким образом, Григорий Просветитель велел более обеспеченной части народа помогать нуждающимся, бедным едой, ведь в то время употреблять мясо в пищу могли позволить себе только богатые люди).

Сегодня многие вопросы, связанные с матахом, к сожалению, потеряли свой христианский смысл и цель. Еще в первом веке после литургии христиане собирались на "трапезу любви", которую приготавливали исключительно для больных и неимущих. В Евангелии написано: "Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и получил ты воздаяния. Но когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых. И блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных" (Лк. 14:12–14). В этом и есть истинная милостыня в христианском понимании и осуществление матаха.

Жертвенное животное запрещается приводить в церковь, поскольку "церковь символизирует Рай, куда животное не входит" (Григор Татеваци). Кровь жертвенного животного нельзя мазать на двери дома, лоб или руки человека, как делают некоторые. Это языческий обычай, лишенный всякого смысла и христианского содержания.

Матах нельзя совершать в среду и пятницу и во все постные дни. Мясо матаха нельзя держать дома как пищу, а нужно в тот же день раздать его бедным.

Помимо животного допустимо любое пожертвование, будь то хлеб, пища, одежда, деньги или любой другой дар. Основным смыслом матаха является проявление МИЛОСЕРДИЯ и БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ, а не устраивание пиршества и тем более не вкушение мяса принесенного в жертву животного со своими друзьями и семьей. ВСЕ МЯСО должно быть роздано бедным, нищим и нуждающимся, иначе Господь не примет такое "пожертвование". Более того, это может вызвать гнев Господа.

Обязательно ли при венчании и жених, и невеста должны быть крещенными?

Обязательно ли при венчании и жених, и невеста должны быть крещенными?

При венчании обязательно жених и невеста должны быть крещенными? Или достаточно, чтобы кто-то один был? Если моя невеста не хочет креститься, но я бы все равно хотел венчаться, как поступить?

Здравствуйте. Таинство венчания – таинство, в котором естественный любовный союз мужчины и женщины, в который они свободно вступают, обещая быть верными друг другу, освящается в образ единения Христа с Церковью. Церковь называет брак таинством потому, что таинственным и непостижимым для нас образом Сам Господь сочетает двух людей. Брак – это таинство на всю жизнь и для жизни вечной. Есть такие браки, которые и не могут быть освящены церковным таинством. Например, если одна сторона в браке не является христианином или христианкой, или является атеистом, или принадлежит к другой религии. Поэтому в вашем случае (пока невеста не является чадом церкви, т.е. не крещена) таинство венчания невозможно. Как вам поступить? Конечно, настаивать в любом случае не нужно, если ваша невеста категорически против. Если человек не хочет креститься, наверное, у него еще нет веры в Господа, он еще к этому не пришел, не понял и не осознал. Пока мы не знаем причин, по которым невеста не желает креститься, вам можно лишь посоветовать молиться – молиться с верой и желанием спасения для нее, возрождения ее к новой жизни во Христе. И, если будет на то воля Божия, ваши молитвы приведут ее к купели крещения. Может быть, она не готова стать христианином? Ведь христианство – это подвиг, это труд над собой, борьба со своими грехами и страстями. Не хотелось бы, чтобы она крестилась лишь для галочки, без истинной веры. Молитесь и дайте действовать Господу. Утешением для вас пусть будут слова апостола Павла: "Неверующий муж освящается женою верующей, и жена неверующая освящается мужем верующим…" (1 Кор.7:14). Надо сказать, что Церковь с уважением относится к браку, зарегистрированному в государственных органах, даже если этот брак не освящен церковным таинством.

Расскажите подробнее о таинствах причастия и исповеди?

Расскажите подробнее о таинствах причастия и исповеди?

Здравствуйте, вы не могли бы поподробнее рассказать про таинство причастия и исповеди? Просто я очень хочу исповедаться, но не знаю, к кому обратиться и задать все интересующие меня вопросы. Можно ли исповедоваться на русском языке (т.е. говорить на русском)? Где можно узнать, во сколько можно исповедоваться? Я бы хотела исповедаться в ААЦ, которая находится на улице 1905 года. И еще меня интересует такой вопрос: если я в церкви увидела батюшку, можно ли к нему подойти и спросить то, что меня волнует? Вправе ли я это делать? Будет ли нормальным, если я буду задавать все вопросы на русском языке?

Здравствуйте. Да, вы можете исповедоваться на русском языке. Конечно, вы можете подойти к любому священнику и задать все интересующие вас вопросы, все, что вас волнует, спросить совета. Исповедоваться можно в любое время, которое будет удобно для вас и для священника, это уже нужно обговорить со священником, которому вы будете исповедоваться.

Таинство исповеди, само это название указывает на то, что в этом таинстве совершается что-то глубоко личное, вскрывающее тайные пласты жизни личности, которых в обычное время человек предпочитает не касаться. Наверное, поэтому так силен страх перед исповедью у тех, кто еще ни разу к ней не приступал. Долго им приходится переламывать себя, чтобы подойти к исповеди. Но это напрасный страх. Происходит он от незнания того, что же на самом деле совершается в этом таинстве. Исповедь – не насильственное "выковыривание" грехов из совести, не допрос и тем более не вынесение "обвинительного" приговора согрешившему. Исповедь – это великое таинство примирения Бога и человека; это сладость прощения греха.

Мы все много грешим пред Богом. Тщеславие, неприязнь, пустословие, насмешки, неуступчивость, раздражительность, гнев – постоянные спутники нашей жизни. На совести почти каждого из нас лежат и более тяжкие преступления: детоубийства (аборты), супружеские измены, обращение к колдунам и экстрасенсам, воровство, вражда, месть и многое другое, делающее нас повинными гневу Божию.

При этом следует помнить, что грех – это не факт в биографии, который можно легкомысленно забыть. Грех – это "черная печать", до конца дней пребывающая на совести и не смываемая ничем, кроме таинства покаяния. Грех обладает растлевающей силой, способной вызывать за собой цепочку последующих, более тяжких прегрешений.

Приходя на исповедь, мы каемся не перед священником. Священник, будучи сам человеком грешным, есть только свидетель, посредник в таинстве, а истинным тайносовершителем является Господь Бог. Тогда зачем исповедоваться в церкви? Не проще ли покаяться дома, наедине пред Господом, ведь Он везде нас слышит?

Да, действительно, личное покаяние до исповеди, приводящее к осознанию греха, к сердечному сокрушению и отторжению содеянного проступка, необходимо. Но само по себе оно не является исчерпывающим. Окончательное примирение с Богом, очищение от греха совершается в рамках таинства исповеди непременно при посредничестве священника. Такая форма таинства установлена самим Господом Иисусом Христом. Явившись апостолам по своем преславном Воскресении, Он, дунув, сказал им: "...примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20, 22-23). Апостолам, столпам древней Церкви, дана была власть снимать с сердец людей покрывало греха. От них эта власть перешла к их преемникам – церковным предстоятелям – епископам и священникам.

Таинство причащения существует в Церкви с тех пор, как на Тайной вечери Господь Иисус Христос преломил хлеб и, раздав своим ученикам, сказал: "Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание". Потом Он взял в руки чашу с вином, подал им и сказал: "Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается".

Причащаясь, мы принимаем в себя Тело и Кровь Бога, ставшего Человеком. Иными словами, происходит наше сущностное соединение с Божеством. Бог входит внутрь нашего естества – Тело Христово становится нашим телом, и Кровь Христова начинает течь в наших жилах.

Без причастия мы не можем ни соединиться с Христом, ни стать причастниками Его страданий и не иметь жизни в себе. Сам Господь сказал: "Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем".

При подготовке к причащению первое и самое главное условие – это желание причаститься, т.е. невозможность жизни без Христа.

Здесь прежде всего нужно сказать: нет человека, который был бы достоин Святых Христовых тайн. Нет человека, который мог бы по своим качествам, по своему образу жизни соответствовать тому, что мы принимаем в причастии.

Мы всегда останемся недостойными, и наше человеческое естество на духовном, душевном и телесном уровнях всегда будет недостойным.

И тем не менее мы должны подходить к причастию и, сознавая свое недостоинство, внутренне готовиться к принятию в себя Христа.

Подходя к Святой чаше, мы должны поставить себя перед судом правды Божией и любви Божией.

Но ни в коем случае таинство причащения не может и не должно пониматься магически, как «прививка» ребенку от болезней, как некий обязательный обряд или как тяжелая «обязанность» христианина. Возможность причащения Христу – это великий и бесценный дар, и если кто-то пока не готов принять его с благоговением, страхом и верой, то лучше не торопиться, а подождать и получше подготовиться.

Апостол Павел даже сказал: "Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает" (1 Кор 11:27-30)

Не забывайте, что причащаться могут только крещеные люди.

Нельзя приступать к Причастию, держа на кого-либо злобу, обиду. Нужно быть внутренне в примирении со всеми, искренно каяться и сожалеть о грехах своих, ведь Причащаемся мы Любви Божией, и невозможно сочетаться с ней сердцу, в котором есть злоба. "Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой" (Мф.5,23-24)

Перед причащением необходимо исповедаться. Исповедь бывает индивидуальная и общая. Если человек подходит к причащению первый раз или совершал тяжкие грехи, то необходима личная исповедь у священника. А на общей исповеди верующие на коленях читают молитву покаяния, где упоминаются все человеческие грехи, и священник, данной ему Христом властью, отпускает грехи кающихся (Ин.20:23, Мф.18:18). После этого исповедавшиеся могут приступить к причастию.

Напомним, что к причастию допускаются те, кто с вечера накануне и с утра перед литургией ничего не ел (исключение составляют маленькие дети, беременные и люди, которым по мед. показаниям нельзя поститься). Нужно быть физически чистым (соблюдать личную гигиену) и воздержаться от интимной близости.

Если человек умер некрещенным, что делать для спасения его души?

Если человек умер некрещенным, что делать для спасения его души?

Мой папа, армянин, умер некрещенным. Как я могу молиться о нем и что вообще я могу сделать для спасения его души? Спасибо, храни вас Бог.

Здравствуйте. Душа каждого человека после смерти продолжает свое бытие в вечности, и сейчас вы можете ему действенно помочь вашей молитвой. Конечно, к сожалению, он не стал членом Церкви Христовой, но Бог, без сомнения, более, чем вы, любил и любит его.

Вам нужно усердно молиться за него, как заповедует нам Церковь. Особо утешает душу усопших, когда за них подают милостыню (помощь нуждающимся). Хотя отошедший неокрещенным сам не явил плоды духовной жизни, но его дети и родные должны сами явить эти плоды. Самым большим утешением для вашего отца будет то, что вы станете жить духовной жизнью, будете ходить в церковь, участвовать в литургиях, участвовать в святых таинствах (покаяние, исповеди, причастия), так вы встанете на путь спасения своей души и, возможно, как раз это станет залогом спасения для вашего отца.

Что такое секта и является ли церковь "Слово жизни" сектой?

Что такое секта и является ли церковь "Слово жизни" сектой?

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, что такое секта и является ли церковь "Слово жизни" сектой?

Здравствуйте. Секта - любая религиозная группа или организация, отделившаяся от единства Матери-Церкви, которая имеет особое, искаженное учение, богослужение, устройство и живет отдельной, самостоятельной жизнью, стремясь осуществить в своей замкнутой среде религиозные (и не только религиозные) идеалы. Секта "Слово жизни" ("Кянки хоск") не исключение.

Представители этой секты относят себя к одной из конфессиональных ветвей христианства – протестантизму. На самом же деле религиозная организация "Слово жизни" к протестантизму не имеет никакого отношения. Для протестантских церквей (лютеран, кальвинистов и т.д.) они такие же сектанты, как для нас.

Ложь, искажение христианского учения и психологическое давление – это обычная тактика проповедников этой секты.

Какое отношение у ААЦ к Армянской католической церкви?

Какое отношение у ААЦ к Армянской католической церкви?

Скажите, пожалуйста, какое отношение у ААЦ к Армянской католической церкви? И имеют ли чада ААЦ право принимать таинства от АКЦ?

Здравствуйте. Если чадо ААЦ проживает в городе или регионе, где нет армянской церкви, то ААЦ допускает своих чад к причастию в РПЦ или в католической церкви. Но если в месте проживания есть армянская церковь, подобное нежелательно.

Можно ли, будучи крещенным в ААЦ, крестить ребенка в РПЦ? Сколько может быть крестников?

Можно ли, будучи крещенным в ААЦ, крестить ребенка в РПЦ? Сколько может быть крестников?

Добрый день! Хочу узнать, можно ли бы крестным отцом ребенка, который крестится в РПЦ, а я крещен в ААЦ. Сколько крестников может быть? Также хочу спросить, можно ли причаститься в РПЦ, если нет поблизости ААЦ? Спасибо.

Здравствуйте. Нет, не можете, РПЦ не принимает крестными тех, кто не крещен в их церкви. Скорее всего, вам в этом откажут.

Вы должны понимать, что означает быть крестным отцом. Крестный отец занимается духовным воспитанием и наставлением в вере и духовной жизни крещаемого ребенка. Поэтому сам крестный отец должен быть человеком верующим и духовно опытным. Таким образом, смотрите сами на свои возможности, скольким крестникам вам по силам быть наставником и помощником в вопросах веры. Ведь вы ответственны за духовное воспитание своих крестников и будете отвечать за это перед Богом.

Если в вашем близлежащем регионе нет ААЦ, тогда можете причащаться в РПЦ. Но часто в РПЦ отказывают чадам Армянской церкви в причастии.

Является ли Армянская апостольская церковь монофизитской?

Является ли Армянская апостольская церковь монофизитской?

Здравствуйте! Очень часто РПЦ называет вас монофизитами. Так ли это? И что можете сказать по этому поводу? Спасибо

Здравствуйте!

Монофизитство (арм. Մոնոֆիզիտիզմ [Монофизитизм]) или Евтихианство — еретическая христологическая доктрина, приписываемая авторству константинопольского архимандрита Евтихия (около 378—454). Как следует из самого названия, монофизитство (от грч. μόνος — «один, единственный, только» и φύσις — «природа, естество») – это богословская, христологическая доктрина, согласно которой во Христе только одна, единственная природа. И эта единственная природа Христа, согласно общему мнению, – природа Бога. То есть, монофизиты признают Иисуса Христа Богом, но никак не человеком, так как в Нем нет человеческой природы, в чем и есть их главное заблуждение.

Мнение об Армянской церкви, как о «церкви монофизитской», а соответственно и об армянах, как «монофизитах», проповедуется в среде Церквей византийской традиции почти полтора тысячелетия.

Но на самом деле Православные церкви древних восточных традиций, к коим помимо Армянской апостольской церкви относятся еще и Сирийская, Коптская, Эфиопская и Индийская церкви никакого монофизитства не исповедуют.

В своей догматике ААЦ основывается на постановлениях трёх первых Вселенских Соборов и придерживается дохалкидонской христологии Александрийской богословской школы, которая известна как миафизитство (от грч. μία — «одна, единая» и φύσις — «природа, естество»). 

В отличие от монофизитства, миафизитство (арм. Միաբնակություն [Миабнакутюн]) не учит о смешении двух природ во Христе или о поглощении одной в другой, но говорит лишь об их нерасторжимом единстве с полным сохранением своих свойств.

Армянская апостольская церковь исповедует совершенное человечество Господа, ибо признает Его не только истинным Богом, но и истинным человеком, во всем ставшим как мы, кроме греха. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть вероисповедальные и богослужебные тексты ААЦ. Вот фрагмент Символа Веры, составленного великим отцом Армянской церкви Григором Татеваци (14 век): «Веруем в одну из трех ипостасей Бога Слово, рожденного от Отца прежде вечности. Во времени сошел в Богородицу Деву Марию, и принявшее от кровей Ее соединил со Своим божеством. Девять месяцев ограничил Себя в утробе непорочной Девы, и стал Бог совершенный человеком совершенным, душою, духом и телом».

Вот литургический Символ Веры, в основе которого лежит Символ Никейский: «Что ради нас людей, и нашего ради спасения, сошел с небес, воплотился, вочеловечился, родился совершенным от Марии святой Девы Духом Святым. От Которой получил тело, душу и дух, и все, что есть в человеке, истинно и несомненно». 

Нигде, ни в одном тексте Армянской церкви нет даже намека на то, что Христос не человек, или не совсем человек, либо по смешению нечто среднее между Богом и человеком.

Можно ли спастись, если не ходить в церковь?

Можно ли спастись, если не ходить в церковь?

Здравствуйте! Если человек верит в Бога, но не ходит в церковь, он может спастись?

Здравствуйте. Для того чтобы спасти душу, одной только веры в то, что Бог есть, недостаточно. Как говорит апостол Иаков, злые духи тоже веруют в Бога и трепещут от страха, но это их не спасает: «Ты веруешь, что Бог един, – хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут» (Послание Иакова, глава 2, стих 19). Для спасения души нужно жить по заповедям Божиим, самой главной из которых есть "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (От Луки 10, 27). А любим мы Бога потому, что даже после того, как первые люди Его предали, Он не оставил нас, а спустился с Небес, чтоб спасти нас. Наивысшим проявлением Божественной любви к нам, людям, стало то, что для нашего спасения Бог отдал Сына Своего на ужасные страдания и смерть. Проявлением же нашей любви к Богу есть участие в таинствах церкви таинства причастия, покаяния и исповеди, крещения и др.). Сам Христос сказал : «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( от Иоанна 7, 56-57). Плоть и Кровь Христовы христиане вкушают во время таинства причащения на Божественной литургии. Поэтому, чтобы действительно соединиться с Богом, человеку нужно участвовать в таинствах, установленных Самим Богом. А участвовать в таинствах можно лишь в церкви.

Если вы кого-то любите, вы непременно захотите чаще встречаться с ним, общаться, быть с ним, а не сидя дома мечтать о нем, тем более если возможность быть с ним у вас есть. Нельзя любить, не проявляя своей любви, не делая хоть каких-то движений к любимому человеку. Также нельзя верить, никак не проявляя своей веры во внешней жизни. На самом деле вера всего лишь отчасти невидима, потому что живая вера непременно выразит себя внешним образом.

Есть ли принципиальная разница в том, что прихожанине РПЦ крестятся во время богослужения "справа налево", а в Армянской апостольской церкви наоборот "слева направо"?

Есть ли принципиальная разница в том, что прихожанине РПЦ крестятся во время богослужения "справа налево", а в Армянской апостольской церкви наоборот "слева направо"?

Есть ли принципиальная разница в том, что прихожанине РПЦ крестятся во время богослужения "справа налево", а в Армянской Апостольской церкви наоборот "слева направо"-? Ведь все мы православные христиане и осеняем себя Крестом ,потому что он является для нас символом Веры. Могу ли я русская прихожанка молится во время службы в Армянской Апостольской церкви "по своему"? Очень понравилось Богослужение в Вашей Церкви, на котором была в воскресенье с другом армянином. С уважением, Татьяна.

Здравствуйте!

Нет, принципиальной разницы нет. Это всего лишь языковое различие.

Армяне осеняют себя троеперстным Крестным Знамением, складывая три первых пальца правой руки щепотью, два других пальца прикладывая к ладони. Правую руку со сложенными пальцами прикладывают сначала к челу, произнося: "Во имя Отца", затем несколько ниже груди: "И Сына", далее к левой стороне груди, произнося: "И Духа", а затем на правую сторону груди, со словами: "Святого".

Как можно заметить, слово «Дух», попадает на левую строну, на сердце, и поскольку армяне говорят "Во имя Отца и Сына и Духа Святого" то и осеняют себя слева направо, в то время как прихожане РПЦ произносят "Во имя Отца и Сына и Святого Духа ". Вот и всё различие. Вы конечно же можете осенять себя Крестным Знамением справа налево и молиться как привыкли.

Храни Вас Бог!

Разрешает ли Армянская церковь развод? При каких условиях можно "аннулировать" венчание?

Разрешает ли Армянская церковь развод? При каких условиях можно "аннулировать" венчание?

Здравствуйте! Мой муж в предыдущем браке не был официально женат, но венчался в Армянской церкви. Мы официально женаты. Очень хочу обвенчаться с мужем, подскажите, пожалуйста, возможно ли получить разрешение на наше венчание и "аннулировать" предыдущее венчание? Если это возможно, то какие действия необходимы со стороны моего мужа. Заранее спасибо за ответ.

Добрый день! Армянская церковь, считая законный брак нерушимым, тем не менее разрешает развод, когда один из супругов: совершил прелюбодеяние, болен неизлечимой и заразной болезнью, одержим либо помешан, без вести отсутствует семь лет. Церковные каноны допускают совершение второго брака, но для этого необходимы причины. Вам необходимо обратиться в приемную той епархии в приходе которой вы венчались и написать прошение на имя епископа. Который в последствие будет принимать решение о допущение второго брака.

Храни Вас Бог!

Иисус Христос - Бог или Сын Божий, или одновременно и То и Другое?

Иисус Христос - Бог или Сын Божий, или одновременно и То и Другое?

Иисус Христос - Бог или Сын Божий, или одновременно и То и Другое? Как понять это? В голове не укладывается. Почему Иисус всегда говорит об Отце, но никогда не говорит, что это и есть Он Сам. Я верю, что есть Бог, но хочу разобраться... Спасибо!

Уважаемый Артур, мы как христиане верим в то, что наш Бог это святая Троица – Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Святой Дух. Все три лица святой Троицы нераздельны между собой, они равнославны и равновелики.

Иисус Христос – Сын Божий, Бог, явившийся во плоти, совершенный человек и совершенный Бог. В Новом Завете Иисус Христос именуется Христом, или Мессией, Сыном Божиим, Сыном Человеческим, Агнцем, Господом, Спасителем и др..

Обращаясь к Богу через слово Отец, Иисус Христос показывает нам пример смирения и послушания. Поскольку мы, люди, часто стремимся исполнять свои желания, уклоняясь от воли нашего Небесного Отца.

Дабы Вы смогли лучше представить отношения Бога Сына и Бога Отца, приведем отрывок из Евангелия от Иоанна (14:6-11):

6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

7 Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.

8 Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.

9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?

10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.

11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне…

Храни вас Бог!

На какой день после крещения нужно купать младенца?

На какой день после крещения нужно купать младенца?

На какой день после крещения нужно купать младенца? День крещения считается?

Добрый день! На третий день после крещения необходимо омыть те места, которые были миропомазаны, после чего младенца можно будет искупать. День крещения считается первым днем.

Храни Вас Бог!