ՀԱՅ ԱՌԱՔԵԼԱԿԱՆ ՈՒՂՂԱՓԱՌ
ՍՈՒՐԲ ԵԿԵՂԵՑԻ ՌՈՒՍԱՍՏԱՆԻ ԵՎ ՆՈՐ
ՆԱԽԻՋԵՎԱՆԻ ՀԱՅՈՑ ԹԵՄ
ՍՈՒՐԲ ԱՍՏՎԱԾԱԾԻՆ ԵԿԵՂԵՑԻ
Ք. ՆՈՎՈՍԻԲԻՐՍԿ

Российская и Ново-Нахичаеванская
Епархия
Святой Армянской Апостольной
Православной Церкви
“Сурб Аствацацин”
г.Новосибирск

Календарь
Благотворительность
responder
Подписка на новости
Главная > Таинства и обряды > Таинства > Таинство покаяния

Таинство покаяния

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17)

Исследуя свой внутренний мир, вспомнил злые дела свои и захотел перечислить их, но увидел, что они многочисленнее морского песка и обильнее капель дождя.

От всего этого пал я духом, и струна надежды оборвалась, потому что, если изготовлю бумагу из неба, примешав к нему все долины, превращу все моря в чернила и леса – в перья, стану думать, как небесные [жители], и, исследовав в точности свои беззакония, сяду записывать, – не достигну окончания и за столетие, поскольку иссякнут письменные принадлежности, но не завершатся злодеяния мои, а соберутся и накопятся, как песок, и, став горой, отяжелеют, как мировая суша, потому что семена дьявольские произрастают многообразно, и плодоносят обильно, и утвердились во мне с детства и до старости, когда смерть приблизилась, а покаяние отдалилось.

И вновь с сомнением подумал, что не нужно пропадать в безнадежности, ведь Бог милостив…

Вардан Аревелци

Тема покаяния (арм. апашхарутюн) очень глубока и тонка, она касается тайников человеческой души, ее отношений с миром, в котором она живет, людьми, самой собой и, наконец, Богом. Поэтому, говоря о покаянии, можно лишь обозначить общий вектор размышлений.

Итак, покаяние есть таинство, в котором христианин, при раскаянии в своих грехах и исповедании их перед священником, получает через него прощение от Бога и разрешение грехов. Следовательно, для покаяния необходимы искреннее раскаяние и исповедь.

Но прежде всего необходимо понять, что есть грех. Чем он страшен? Выяснив это, мы поймем, что происходит в таинстве покаяния.

Грех есть беззаконие (1 Ин. 3:4), т. е. нарушение воли Божией. Воля Божия не есть какой-либо абстрактный формальный закон, указ свыше, это то, на чем держится мир. Из Писания мы знаем, что онаблагая, угодная и совершенная (Рим. 12:2). И если мы своими делами, мыслями и всей жизнью не соответствуем ей, не ищем ее, то мы разрушаем свои жизни, извращаем жизни ближних и весь мир. Ни в коем случае нельзя говорить: «Согрешил, ну и что? От греха мир не разрушится». В том то и дело, что мир рушится из-за обилия человеческих грехов, из-за беззакония, нежелания соответствовать Богу, творить Его волю, выраженную в заповедях. Мы восстаем против Богом установленного порядка и, как результат, оказываемся вне Бога, Его правды, любви и порядка. Это объективная реальность. Это то, что случилось с первыми людьми – Адамом и Евой. Посредством греха смерть вошла в мир – сделанный грех рождает смерть (Иак. 1:15).

Грех не ранит Бога, но ранит тех, кого Он любит. Иногда возникает вопрос: «О чем каяться, за какое дело приносить покаяние?» Бывает, даже не чувствуем вины за тот или иной поступок и в соответствии с нашим пониманием считаем, что Бог думает, как и мы. Однако в действительности есть вещи, которые не зависят от кругозора и образа мышления человека. Грех нарушает духовные законы. Во всякой области существуют свои законы вне зависимости, знает человек о них, считается с ними или нет. Невозможно выпрыгнуть из окна и не упасть на землю – есть закон гравитации. Точно так же и в духовной сфере – противление Богу порождает последствия: разрушение души и тела.

Грехи бывают разные, не каждый грех ведет к смерти. Но любой грех в той или иной степени разлучает человека с Творцом. Например, блуд лишает человеческого достоинства, разрушает тело, а гордость отвращает нас от смиренного, милосердного и доброго Бога как совершенно противоположных Ему. Это грехи объективные, они всегда производят свое действие – разлучают нас от Бога независимо от того, что мы субъективно об этом думаем.

Но Господь по великой мудрости своей дал нам таинство покаяния, в котором восстанавливается связь человека и Бога, исцеляется душа, грех постепенно уничтожается Божией благодатью.

Путь освобождения от греха

Иногда, осознавая наш грех, ошибку, мы выбираем неверный путь избавления от него, в результате чего погрязаем в грехе еще глубже. Следовательно, необходимо использовать осознание греха в правильном направлении.

Неотъемлемым условием покаяния является исповедь. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин. 1:9).

В Церкви первых веков исповедь совершалась публично и редко обособленно. В дальнейшем имело место обратное, т.е. исповедь в присутствии членов общины была заменена личной исповедью, скрытой между священником и исповедующимся.

В Армянской апостольской церкви совершается общая и индивидуальная исповедь.

Нужно понимать, что общая исповедь перед причастием не есть некий «пропуск» к Чаше, но омовение простительных грехов, дабы не приступать к причастию недостойно. Всегда, идя на исповедь, мы должны хоть в слабой мере, насколько для нас возможно, покаяться в грехах, осознать их пред Богом, укорить себя, решить воздерживаться от них, с молитвой к Богу.

Образ таинства общей исповеди есть в Евангелии от Иоанна, когда Иисус омыл ноги ученикам:

Иисус отвечал ему: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною».

Симон Петр говорит Ему: «Господи! Не только ноги мои, но и руки и голову».

Иисус говорит ему: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь». (Ин. 13:8-10).

По слову святого Григора Татеваци: «Человек может пребывать без смертных грехов, но не без простительных».

При общей исповеди подразумевается, что кающиеся свободны от смертных грехов и нуждаются в очищении от грехов простительных – чистому надо только ноги умыть, чтобы иметь часть с Господом.

Поэтому пред причастием обязательно нужна исповедь.

Очень важна и нужна человеку частная исповедь. Она является конечной точкой внутреннего процесса покаяния, но до нее надо «дорасти». Это будет некоей внутренней душевной потребностью, а не просто из-за галочки, когда исповедаться вроде нужно, а вроде и нечего. Когда грехи будут душить и не давать покоя, человек найдет, где и у кого исповедоваться.

Исповедь неполна без желаемого отпущения грехов. Многие задаются вопросом: зачем нужно идти к священнику, недостаточно разве покаяться внутри, перед Богом? В Евангелии от Иоанна написано: «Примите Духа Святаго, – сказал Господь апостолам. – Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22–23). Господь дал власть прощения грехов особо уполномоченным людям – апостолам и их преемникам: епископам и священникам. Следовательно, во время осуществления таинства необходим священник. От человека требуется засвидетельствовать свои грехи и раскаяние перед священнослужителем.

Обычно при впадении в тяжкие грехи священнослужители налагают епитимию. Часто ее понимают как «заглаживание» или «искупление» греха. Это совершенно неправильно. Грех в таинстве покаяния прощается и становится как не бывший, он стирается из бытия, его нет, он исчезает, заглаживать, искупать, собственно говоря, нечего. Но остаются последствия греха. Разрушительное действие греха на душу человека действует по инерции. Грех в таком случае можно сравнить с занозой. Занозу вынули, ее больше нет, но осталась рана, которая болит и нуждается в лекарстве. Этим лекарством является епитимия.

Если грех совершен делом, то это дело становится частью истории и часто годами отражается на нас. И самый здравый смысл, и Св. Писание в таком случае требуют, чтобы мы, если у нас есть к тому хоть малейшая возможность, исправили причиненное нами зло, например загладили обиду, вернули украденное, а если это уже невозможно, особенно старались совершать добрые дела, противоположные тому, что мы натворили. Это будет деятельным покаянием.

Главный смысл епитимии – отлучение на определенное время от причастия. Например, воины, которые сражались на войне даже с целью обороны и охраны своих земель, отлучались от причастия на несколько лет. Все это предпринимается в нравственных целях, чтобы помочь процессу покаяния. В этом проявляется врачевательный смысл епитимии – как больной после операции нуждается в заживлении ран и только потом возвращается к обычному образу жизни, так и покаявшийся грешник прежде приводит душу в порядок, а потом допускается к причастию.

Евангельская проповедь началась призывом к покаянию. Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1:15). Это первые слова, сказанные Господом на проповеди. До этого к покаянию призывал Иоанн Креститель и даже крестил в покаяние, т. е. совершал акт омовения водою в знак очищения от исповеданных ему грехов. Апостолы также начали свою проповедь с призыва к покаянию: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа (Деян. 2:38). Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян. 3:19).

Новый Завет был написан на греческом языке. В оригинале употребляется слово «метанойя», которое буквально означает «перемена ума». Под этим словом имеется в виду намеренное изменение сознания, образа мыслей, образа жизни. В первую очередь именно духовной жизни – перемена от зла к добру, от греха – к Богу. Следовательно, покаяние – это решительная перемена всей жизни, осознание и оставление грехов, обращение к Богу.

От покаяния рождается такое состояние души, когда человек осознает и чувствует свою неполноценность без Бога, свою поврежденность, опасность пребывания в греховном состоянии, и вместе с тем нежелание жить в плену греха, жажду исцеления души и нужду в Исцелителе.

В наше время многие люди, крещенные в детстве, но не воспитанные как христиане, входят в Церковь через покаяние, меняя свою жизнь с греховной на христианскую. В этом смысле покаяние называется «вторым крещением». Для этого мы должны употреблять определенный внутренний труд, свободное и сознательное нравственное усилие. Об этом говорит Господь: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Усилие это должно быть ровным, постоянным и непрекращающимся.

Но в жизни мы немощны, неспособны на постоянство, на всегдашнее внутреннее напряжение; мы приобрели себе много грехов, вредных привычек, которые срослись с нашей природой. Под массой грехов наша совесть, которой принадлежит главная роль в соблюдении нашей внутренней чистоты, начинает замутняться и терять свою силу.

И первое, что надо делать, – это быть внимательным к себе. Нужно отметить, что это один из первых даров благодати Божией. Человек, лишенный этой благодати, не может взглянуть внутрь себя, его как бы выталкивает какая-то сила. Проснувшись утром, он тут же начинает строить планы, мечтать, ему необходимо общение или информационный фон; он включает компьютер, сидит в Интернете, смотрит телевизор, проводит весь день в суете, как бы вне себя; приходя с работы, он тут же опять включает компьютер или телевизор и засыпает под него. Если оставить такого человека одного, без Интернета, без телевизора, без пустого общения в социальных сетях, он почувствует ужасную муку и дискомфорт. Благодать Божия первым делом возвращает человека внутрь себя.

Необходимо отметить, что многие люди, столкнувшись с неправильным пониманием покаяния, не воспринимают его, отвращаются и не становятся частью Церкви Христовой.

Губительная точка зрения на покаяние состоит в том, что человеку вменяется думать о себе как о ничтожестве, моральном уроде, жалком грешнике, которому уготованы ад и вечные муки. И дабы избежать погибели, необходимо убедить себя в собственной недостойности, ни на что, кроме греха, не годное – это именуется смирением и самоукорением и предлагается только и делать, что каяться всю оставшуюся жизнь.

В таком случае целью духовной жизни становится не Христос, а «покаяние» – рассмотрение себя только через призму греха, несовершенства и недостойности.

Это не христианская точка зрения! Она не учитывает самой главной для христианина вещи. Да, сам по себе человек действительно грешен и немощен. Это правда. Но это всего лишь малая доля правды. Главное для христианина не его грехи и немощи, а Христос. В первую очередь мы члены Тела Христова, а только потом – больные, грешные, нуждающиеся в покаянии и смирении. На первом месте Христос, а не наша греховность. Ни в коем случае нельзя рассматривать жизнь человека с позиции греха.

Истинное покаяние подразумевает осознание греха именно перед Богом без перекладывания ответственности на обстоятельства, на других людей, на бесов и т.п. Покаяние – исключительно религиозное чувство, причем положительное. Оно действенно только в Боге.

Самоукорение – это не убеждение себя в собственной ничтожности, а смирение не есть некий комплекс неполноценности, неспособность постоять за себя. Чувство покаяния означает, что Бог есть Спаситель, Он есть любовь и милость. Несмотря на наши немощи и грехи, Он дал нам великий дар – жить с Ним в Его Церкви, а не собою и грехами. И молитва, покаяние, воздержание – все направлено на то, чтобы быть с Господом.

Смирение заключается в том, что все одинаковы перед Богом. Перед Ним все наше плохое и хорошее пыль и прах. Все одинаково больны, но Он принимает, поддерживает и утешает всех с великой любовью, как родители своих детей. Понимание этого и есть смирение – правда о себе, своем месте в мире и своих отношениях с Творцом.

Эти чувства должны приносить в душу человека не уныние и отчаяние, не комплекс неполноценности, что часто бывает, а благодать Святого Духа.

Благодать Святого Духа не восторги или присущие сектантам экзальтации, она проявляется в душе человека духовным чувством, дающим мир, любовь и свободу: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23).

Часто покаяние ассоциируется у нас с наказанием, и человек начинает пугать себя Богом, вечными муками и т.п. Бог становится надзирателем в тюрьме. Нельзя пугать себя Богом.

Мы называем Бога Отцом. Мы обращаемся к Нему: «Отче наш». При норме жизни отец – это тот, кто дает жизнь, заботится, кормит и поит, воспитывает и наказывает. Покаяние – это возвращение именно к Такому Богу. Отец наш Небесный – это Друг, ближе которого у нас нет, и каяться надо перед Ним, не боясь наказания за всякую мелочь, а с доверием, какое свойственно детям. Бояться нужно того, чтобы не оказаться вне Такого Бога. Это и есть ад и вечные муки. Правда, должно быть место и страху Божиему, ведь в отношениях с Ним не может быть места вседозволенности и развязности. Страх Божий – духовное чувство благоговения перед Отцом. От нас требуется твердая решимость, несмотря ни на что, ни на какие обстоятельства быть христианином, быть с Отцом. И это фундамент, на котором стоит христианская жизнь.

Покаяние – это великое творчество. Нужно много трудиться и мучиться, страдать и бороться, чтобы однажды дойти до перемены и изменения.

Наконец, покаяние – это дар Божий, который нужно непрестанно просить у Всевышнего. Как просил святой Нерсес Шнорали: «Источник Бессмертия! Источи из сердца моего слезы раскаяния, как у блудницы, дабы омыть грехи души моей прежде ухода из мира сего. И помилуй Твои создания и меня многогрешного».

Смотреть видео: 

часть 1

часть 2