ՀԱՅ ԱՌԱՔԵԼԱԿԱՆ ՈՒՂՂԱՓԱՌ
ՍՈՒՐԲ ԵԿԵՂԵՑԻ ՌՈՒՍԱՍՏԱՆԻ ԵՎ ՆՈՐ
ՆԱԽԻՋԵՎԱՆԻ ՀԱՅՈՑ ԹԵՄ
ՍՈՒՐԲ ԱՍՏՎԱԾԱԾԻՆ ԵԿԵՂԵՑԻ
Ք. ՆՈՎՈՍԻԲԻՐՍԿ

Российская и Ново-Нахичаеванская
Епархия
Святой Армянской Апостольной
Православной Церкви
“Сурб Аствацацин”
г.Новосибирск

Календарь
Благотворительность
responder
Подписка на новости
Главная > ААЦ > История ААЦ

История ААЦ

Единая в своих вероучительных установках, сегодня Армянская апостольская церковь географически распространена по всему миру. Начиная с IV в. миллионы армян, гонимые то персами, то арабами, то турками, вынуждены были покинуть Родину и скитаться по всему свету. Трагические события начала XX столетия – геноцид армян в Османской Турции 1915 года – привели к массовой эмиграции народа в самые отдаленные уголки земного шара. Сегодня 60 % армян проживают за пределами Армении, однако сохраняют свою национальную, культурную и религиозную идентичность. И в этом им помогает в том числе и вселенское присутствие Армянской церкви. Неугасимые лампады веры Григория Просветителя озаряют своим светом сердца и души армян, волей судьбы оказавшихся географически оторванными от матери Церкви – Первопрестольного Святого Эчмиадзина.

Первые церковно-административные единицы в виде епископатов, управлений и приходов были образованы основателем Армянской церкви святым Григорием Просветителем. Он построил церковную иерархию по принципу государственной административной системы, рукоположив по одному епископу на каждое княжество и область. При этом просветительская деятельность святого Григория не ограничивалась лишь пределами Армении. Благодаря его стараниям Благая Христианская Весть была воспринята и соседними народами, тем более что в те времена богослужение Армянской церкви совершалось на греческом и сирийском языках.

Первые епархии за пределами Армении, но подчиненные католикосату, стали действовать с конца X в. Католикос Хачик I Аршаруни (973-992 гг.), возглавивший Церковь в эпоху Анийского царства, утвердил епархии в городах Антиохии, Тарсоне и Траянополисе. С этого времени административные пределы Армянской церкви стали устанавливаться не по политическому, а по вероисповедному принципу: отныне любая армянская община, независимо от своего местоположения и статуса, входила в состав Церкви. Сложные исторические обстоятельства явились причиной образования в Армянской церкви нескольких иерархических престолов, имеющих ограниченную власть и признающих духовное главенство Эчмиадзинского католикоса. В настоящее время их существуют три: Католикосат Великого Дома Киликии, куда входят епархии Ливана, Ирана, Сирии и Кипра; Иерусалимский патриархат, под юрисдикцией которого находятся армянские приходы Израиля и Иордании; Константинопольский патриархат, объединяющий приходы Турции и острова Крит.

Основная часть зарубежных епархий была образована в 60-е гг. XX столетия усилиями Католикоса Всех Армян Вазгена I (1955-1994гг.). После распада Советского Союза епархиальная структура Армянской церкви подверглась некоторым изменениям. В настоящий момент на территории постсоветского пространства действуют четыре епархии. Российская и Ново-Нахичеванская епархия является наиболее крупным образованием Армянской церкви и охватывает территорию России, Молдавии, Белоруссии, государства Балтии и Центральной Азии. В 1997 году была сформирована Южно-Российская епархия с центром в Краснодаре и Украинская епархия с центром во Львове. На территории Грузии действует Грузинская епархия с центром в Тбилиси.

В пределах Республики Армении имеется восемь епархий: Араратская, охватывающая Ереван и Араратскую область, Ширакская с центром в Гюмри, Армавирская с центром в Вагаршапате, Гегаркуникская с центром в Гаваре, охватывающая также Севанский регион, Сюникская с центром в Горисе, включающая Сюник и Вайоц Дзор, Арагацотнская с центром в Ошакане, Гугаркская с центром в Ванадзоре, куда также входят Гугарк и Тавуш, Котайкская с центром в Цахкадзоре. Одна епархия – Арцахская с центром в Шуши – находится в Нагорно-Карабахской Республике.

Остальными епархиями Армянской церкви являются: в Азии – епархии Атропатены с центром в Тебризе (охватывает области Восточный и Западный Азербайджан в Иране), Тегерана (Тегеран и прилегающие районы), Исфахана (Шираз и Хузистан), Ирака с центром в Багдаде, Берийская с центром в Халебе (охватывает Сирию); в Африке – епархия Египта с центром в Каире (охватывает египетский приход, церковные приходы Эфиопии и Судана, а также армянскую общину Южной Африки); в Северной Америке – епархии Восточной (Нью-Йорк) и Западной (Лос-Анджелес) Америки и Канады (Монреаль); в Южной Америке – епархии Аргентины (Буэнос-Айрес), Бразилии (Сан-Паулу), Уругвая (Монтевидео); в Австралии – епархия Австралии и Новой Зеландии с центром в Сиднее; в Европе – епархии Англии (Лондон), Греции (Афины), Румынии (Бухарест), Болгарии (София), Германии (Кельн), Швейцарии (Женева).

Также действуют три патриарших экзархата Армянской апостольской церкви:

  1. экзархат Западной Европы с центром в Париже (охватывает Париж, Марсель, Лион, церковные приходы Голландии, Бельгии, Италии, а также армянскую общину Албании); 
  2. экзархат Центральной Европы с центром в Вене (охватывает церковные приходы Австрии и Швеции, церковные общины Норвегии, Финляндии и Дании); 
  3. экзархат Индии и Дальнего Востока с центром в Калькутте (охватывает церковные приходы и армянские общины Индии, Сингапура, Индонезии, Бирмы и Китая).

Патриаршим экзархом в Москве является глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии епископ Езрас Нерсисян.

В 1988 году вынужденно прекратила свою деятельность Азербайджанская епархия. Однако в центре Баку по-прежнему стоит армянский храм.

Из истории Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской апостольской церкви

В жизни российских армян Армянская церковь, как и повсеместно, изначально играла самую заметную роль. Армянские храмы существовали почти во всех российских общинах, а потому национальная жизнь здесь строилась именно вокруг Церкви как символа и средоточия национального единства, важнейшего фактора сохранения национального духа, облика и языка. Первая епархия Армянской апостольской церкви в России образовалась в 1717 г. с епархиальным центром в г. Астрахани, почему и называлась Астраханской. Ее формированию во многом способствовала прорусская ориентация армянского народа и внешняя политика России на Востоке, начатая Петром I. В состав новой епархии входили все армянские церкви на территории Российской империи, а кафедрой предводителя служила церковь Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы) в самой Астрахани. Первым предводителем епархии стал архиепископ Степаннос Галатаци, направленный сюда католикосом Аствацатуром I, стремившимся наладить тесные контакты с российскими политическими кругами. Российскую епархию Армянской апостольской церкви учредил в 1773 г. католикос Симеон I Ереванци в эпоху правления императрицы Екатерины II. В 1809 г. на территориях, завоеванных Россией в Балканской войне с турками, император Александр I своим указом основал Армянскую епархию Бессарабии с центром в городе Яссы. Однако по Бухарестскому мирному договору от 16 мая 1812 г., когда территории между реками Прут и Днестр вошли в состав Российской империи, Бессарабская губерния с центром в Кишиневе осталась за Россией, а Яссы отошли к Османской Турции. Так новым центром Армянской церкви в России стал Кишинев. Еще через 18 лет епархия была реорганизована указом императора Николая I от 30 апреля 1830 года. По данному указу учреждалась новая структура, включавшая в себя все церкви, «находящиеся в С.-Петербурге, Москве, в губерниях Новороссийских и в области Бессарабской», которые отделили от Астраханской епархии. В юрисдикции последней остались Северный Кавказ, Поволжье, Сибирь и Средняя Азия. К 1842 г. на территории России уже насчитывалось 36 кафедральных, приходских и кладбищенских армянских церквей. Одна только Астраханская епархия имела 23 храма. В новом названии епархии стал фигурировать город Новая Нахичевань (ныне район в составе города Ростова-на-Дону), к тому времени ставший одним из важных национальных центров и игравший видную роль в жизни российских армян. В 1895 г. епархиальный центр был перенесен сюда, и таким образом в ХIХ столетии в России существовали две епархии – Астраханская, а также Ново-Нахичеванская и Бессарабская. После Октябрьской революции 1917 г. в структуре Армянской апостольской церкви произошли административно-территориальные изменения. Поскольку Бессарабская губерния отошла к Румынскому королевству, то здешние армянские церкви вошли в состав армянской епархии Румынии. Ново-Нахичеванская епархия постепенно сузилась до территории Дона. В конце ХIХ в. армянские общины Средней Азии были присоединены к Бакинской епархии, в результате чего была сформирована Бакинская и Туркестанская епархия ААЦ. Пределы Астраханской епархии сузились до территории Северного Кавказа и Поволжья, и она была переименована в епархию Северного Кавказа и Астрахани. Новым епархиальным центром стал город Армавир, основанный нашими соотечественниками. В Советской России существовали две епархии ААЦ – Ново-Нахичеванская с центром в Ростове-на-Дону, Северо-Кавказская и Астраханская с центром в Армавире. Такая структура сохранялась до середины ХХ в. 5 мая 1956 г. в Москве вновь открылся единственный из сохранившихся здесь армянских храмов – построенная в ХVIII в. кладбищенская церковь Сурб Арутюн (Св. Воскресения), которая стала центром отдельного прихода. В 1966 г. указом Католикоса Всех Армян Вазгена I была образована Российская и Ново-Нахичеванская епархия ААЦ, ставшая результатом объединения Астраханской, Ново-Нахичеванской и Северокавказской епархий с Московским приходом, а сама Москва превратилась в новый епархиальный центр. До начала 1990-х гг. Российская и Ново-Нахичеванская епархия имела 7 храмов – в Москве, Санкт-Петербурге, Армавире, Ростове-на-Дону, Чалтыре, Владикавказе и Буденновске (бывший Сурб Хач). После падения режима Армянская церковь вновь заняла приличествующее ей место в жизни российских армян; распахнулись двери храмов, вокруг которых вновь сосредоточилась национальная жизнь. В каноническом подчинении епархии находятся также армянские церковные общины некоторых государств, возникших на территории бывшего СССР, – Беларуси (Минск), Молдовы (Кишинев), государств Средней Азии (Узбекистан, Туркменистан), Казахстана, стран Балтии (Эстония, Латвия, Литва). В составе епархии сформированы три викариата: Северо-Кавказский, Ростовский и Западный. Ввиду значительного роста армянского населения в России возникла необходимость строительства храмов даже в самых отдаленных регионах Российской Федерации, где их ранее не было (Омск, Томск, Красноярск и т.д.). Сегодня в составе Российской и Ново-Нахичеванской епархии зарегистрировано около 40 церковных общин, 27 из которых находятся непосредственно на территории Российской Федерации. С 2000 года Российскую и Ново-Нахичеванскую епархию возглавляет епископ Езрас (Нерсисян), который одновременно является Патриаршим экзархом в России.