ՀԱՅ ԱՌԱՔԵԼԱԿԱՆ ՈՒՂՂԱՓԱՌ
ՍՈՒՐԲ ԵԿԵՂԵՑԻ ՌՈՒՍԱՍՏԱՆԻ ԵՎ ՆՈՐ
ՆԱԽԻՋԵՎԱՆԻ ՀԱՅՈՑ ԹԵՄ
ՍՈՒՐԲ ԱՍՏՎԱԾԱԾԻՆ ԵԿԵՂԵՑԻ
Ք. ՆՈՎՈՍԻԲԻՐՍԿ

Российская и Ново-Нахичаеванская
Епархия
Святой Армянской Апостольной
Православной Церкви
“Сурб Аствацацин”
г.Новосибирск

Календарь
Благотворительность
responder
Подписка на новости
ГлавнаяНовости → ВАРДАВАР

ВАРДАВАР

    Преображение Господне было за 40-дней до крестных страданий Спасителя (см. Мф. 16, 21), а не в августе. Но Святая Церковь праздник Преображения Господне утвердида после праздника Пасхи – Воскресения Господня, ибо это заповедовал Сам Господь: «когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» /Матф. 17:9/. А поскольку Преображение было за 40 дней до распятия Спасителя, то Св. Отцы Церкви, отсчитав от праздника Воздвижения Креста Господня (в которое вторично совершается празднование и воспоминание страстей Христовых) сорок дней, установили, чтобы 6 августа праздновалось Преображение Господне, ибо от 14 сентября до 6 августа ровно 40 дней. По сей день все Церкви праздник Преображения Господне празднуют 6/19 августа. И только ААЦ не празднует 6 августа, ибо Св. Григорий Просветитель праздник Преображения вместо 6 августа назначил на первый день армянского календаря – 1-е число месяца Навасард (11 августа)., а уже после в VI веке Католикос Мовсес II (574-604) включил праздник Преображения в пасхальный цикл и назначил его на 7-е воскресенье после Пятидесят-ницы. Таким образом, праздник стал переходящим (от 28 июня до 1 августа).
    Отметим, что Св. Григорий 11 августа (1 Навасарда) выбрал не случайно. В этот день по древней традиции Ноев Ковчег остановился на горе Арарат, и когда Ной сошел на землю, то соорудил жертвенник и в благодарность о спасении принес жертву Истинному Богу Творцу Неба и Земли. В память же о Всемирном потопе Ной завещал обосновавшимся в Нахичеване (слово «Нахиджеван» или “Нахичевань” переводится как первопоселек, или первое поселение людей) сыновьям каждый год в один и тот же день обливать друг друга водой. А во время обливания, в память о голубе, которого он выпустил из ковчега, выпускать в небо голубей.
     Так же в этот день в 2492 года до Рождества Христова прародитель армян Айк победил Бэла-Нимрода, и поэтому с этого дня начался отсчет летосчисления в Армении и Новый Год.
Отметим, что Айк тоже поклонялся Истинному Богу, Богу Адама и Ноя. Но уже после смерти Айка армяне начали поклоняться чуждым богам и идолам и 11 августа стали праздновать в честь богини Афродиты – богине любви, воды и плодородия, которая всегда украшала себя венком из роз. По легенде Афродита дарила розы и разливала розовую воду, и тем самым сеяла любовь по всей армянской стране. В ее храм паломники возлагали на священное место букеты из роз и совершали жертвоприношения. И люди в день этого августов-ского праздника не только обливали друг друга водой и выпускали голубей, но еще бросали друг на друга лепестки роз – как поклонение красоте богини Афродите.
Возможно поэтому и праздник был назван Вардавар, поскольку слово «Вардавар» связано с корнем «вард» – роза.
Итак, Св. Григорий поступает очень мудро, ибо преображает «языческий праздник» Вардавар, соединив народные торжества праздника, которые берут начало от Ноя и Айка, с праздником Преображения Господня. И тем самым он с одной стороны возвращает в сознание народа радость спасения от Потопа и победы Айка над Белом, а с другой стороны Преображением Господа утверждает истин-ное богопоклонение, чтобы мы сделовали только Истинному Господу Богу.
    И как Бог, остановив на горе Арарат Ковчег, спас людей, так и в этот праздик на горе Фавор Бог дает нам спасение через Своего Сы-на: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» /Матф. 17:5/. Поскольку Ноев Ковчег есть прообраз Самого Христа, о чем и говорит блаженный Августин: «Дверь же, которую он (ковчег) имел сбоку, конечно, есть не что иное, как та рана, которая произошла от прободения копьем Бога, распятого на кресте (Иоанн. XIX. 34): ибо этой дверью пользуются приходящие к нему – так как из нее истекают таинства (Таинства Крещения и Причастия), которыми освящаются верующие».
    И как вид кокона розы невзрачен, так и Господь сокрытый в коконе Своего человечества «невзрачен» для многих. И как роза, когда раскрывается, то показывает всю красоту, сокрытую в коконе, так и Господь, когда преобразился, то показал ученикам Свое Божество, сокрытое в человечстве. И поэтому сей праздник мы называем еще и Вардавар…

Поделиться: