Третий Вселенский Ефесский Собор имел место в 431-ом году, во времена императора Феодосия Младшего, при участии 200 партиархов. На Соборе обсуждалось неверное учение патриарха Нестора. Согласно этому учению, в Иисусе Христе сушествовали две независимые, противоположные друг другу сущности – божественная и человеческая. Нестор проповедовал о том, что Христос родился обычным человеком, затем Божественность поселилась в нем, следовательно, Св. Дева Мария родила не Бога, а человека.P
На ересь Нестория Церковь ответила устами Св. Кирилла Александрийкого, и ответила прежде всего, ярким и горячим сотериологическим исповеданием, в котором смирение соединялось с дерзновением упований. III Вселенский Собор в Ефессе не утвердил нового вероопределения. Правда, Собор принял и одобрил полемические послания и главы Св. Кирилла. Это были 12 анафематизм, - вероопределение от противного. В своем христологическом исповедании Св. Кирилл был близок к Св. Афанасию. Он был защитником формулировки Св. Афанасия: «Едина природа воплощенного Слова Бога». Только «Единый Христос», Воплощенное Слово, Богочеловек, а не «богоносный человек», может быть истинным Спасителем и
Искупителем, а поэтому Св. Мария не Человекородица, а Богородица, поскольку она родила Сына Божиего.
Ефесский Собор осудил учение Нестора.
Армянская Церковь не участвовала в этом Соборе, однако вместе с решениями предыдущих Вселенских Соборов приняла и его решения.