ՀԱՅ ԱՌԱՔԵԼԱԿԱՆ ՈՒՂՂԱՓԱՌ
ՍՈՒՐԲ ԵԿԵՂԵՑԻ ՌՈՒՍԱՍՏԱՆԻ ԵՎ ՆՈՐ
ՆԱԽԻՋԵՎԱՆԻ ՀԱՅՈՑ ԹԵՄ
ՍՈՒՐԲ ԱՍՏՎԱԾԱԾԻՆ ԵԿԵՂԵՑԻ
Ք. ՆՈՎՈՍԻԲԻՐՍԿ

Российская и Ново-Нахичаеванская
Епархия
Святой Армянской Апостольной
Православной Церкви
“Сурб Аствацацин”
г.Новосибирск

Календарь
Благотворительность
responder
Подписка на новости
Главная > ААЦ > Епархии > Ширакская епархия

Ширакская епархия

Ширакская епархия Армянской апостольской церкви является одной из крупнейших и одной из самых молодых на территории современной Республики Армении. Она была сформирована в 1988 г. указом Верховного Патриарха-Католикоса Всех Армян Вазгена I Палчяна. Впоследствии епархия была частично переформирована указом Верховного Патриарха-Католикоса Всех Армян Гарегина I Саргисяна от 30 мая 1996 г. Административная территория епархии охватывает весь Ширакский регион Республики Армении. 

Кафедрой духовного предводителя епархии является очень красивая и необыкновенно уютная церковь Семи Ран Пресвятой Богородицы (Йот Верк Сурб Аствацацни) в городе Гюмри (бывший Ленинакан) – областном центре. Духовным предводителем епархии является преосвященный о. Микаэл Аджапагян, рукоположенный в епископы ныне здравствующим Верховным Патриархом-Католикосом Всех Армян Гарегином II Нерсисяном. 

Провинция Ширак Айраратской области в Армении Великой упоминается уже с IV столетия как один из самых значительных епархиальных престолов страны. В греческом житии св. Григора Просветителя перечисляются рукоположенные им двенадцать епископов, среди которых упоминается Ширакский епископ по имени Арсукес. 

Любопытно, что в источниках раннего средневековья Ширакская епархия не упоминается. Это объясняется тем, что некоторые епархиальные престолы действовали параллельно с известными княжескими (нахарарскими) домами, поскольку находились в их владениях, а потому обозначались по имени данного дома. С III в. по VIII в. Ширакская епархия функционировала во владениях нахарарского дома Камсаракан и находилась под властью епископа из дома Камсаракан. Отметим, что в списках участников поместных соборов Армянской церкви епископы дома Камсаракан упоминаются так же, как епископы области Аршаруник. 

Сами Камсараканы происходили из кушанского народа и были самым молодым нахарарским родом в Армении. Они стали подданными армянской короны в III столетии, когда персидский царь Шапух, расширяя пределы своей империи, пытался захватить весь переднеазиатский регион и поголовно истребил кушанскую ветвь царской династии Аршакуни. Спасся, бежав в пределы империи, лишь князь Спандарат со своими сыновьями Шаваршем и Газавоном, которые и стали основателями новой, армянской нахарарской династии. 

Начиная с IХ столетия в Шираке стал властвовать влиятельный нахарарский дом Багратуни, который также имел свой епископский престол. По своей популярности дом Багратуни уступал разве что дому Мамиконян. Считается, что эта династия ведет свое начало от Багарата – потомка некоего князя Шамбата. При армянском царском дворе глава дома Багратуни занимал наследственную должность рыцаря короны – венцевозлагателя при коронации очередного царя. Он же являлся, используя современную терминологию, министром иностранных дел: принимал послов иностранных держав, вел с ними переговоры, выносил решения от имени монарха. Рыцарь Багратуни, отличительным знаком которого была перевязь, украшенная жемчугом в три ряда, был также церемониймейстером царского двора. 

Со временем к Багратидам перешла наследственная должность спарапета (верховного главнокомандующего вооруженными силами страны), некогда бывшая привилегией дома Мамиконян. В VIII веке по Р.Х. дом Багратуни объединил вокруг себя силы армянского народа и изгнал из страны завоевавших ее арабов. После окончательного избавления от арабского ига Багратиды стали основателями новой царской династии, которая правила в Армении до середины ХI в. Одна из ветвей дома Багратуни утвердилась на грузинском царском престоле и именовалась Багратиони. 

С середины Х в. до середины ХI в. в Ширакском регионе находилась (в поселке Аргина, затем в городе Ани) резиденция католикоса, переносившаяся с места на место вследствие бесконечных захватнических войн на территории страны. В 1046 г. византийский император Константин IХ Мономах расформировал Анийский католикосский престол и даже пытался воспрепятствовать избранию нового главы Армянской церкви, которая, однако, сумела отстоять свою автокефальность и продолжала действовать в привычном русле. В 1072 г. армянский Католикос Григор II Вкаясер (Мартирофил) из блистательной княжеской и первосвященнической династии Пахлавуни назначил архиепископом города Ани и всей Ширакской области епископа Барсега (будущего Католикоса Барсега I Анеци) – своего племянника и одного из шести своих соправителей. Это рукоположение положило начало Анийской и Ширакской епархии как отдельной административно-территориальной единице Армянской церкви. 

Последний из Анийских епископов упоминается в отечественных источниках ХV в., после чего Ширак становится одним из крупных приходов в составе Карсской епархии. 

После вхождения Восточной Армении в состав Российской империи в 1828 г. в структуре Армянской церкви произошли определенные изменения. Согласно небезызвестному указу императора Николая I от 11 марта 1836 г. «Положение об управлении делами Армяно-Григорианской церкви в России», Ширакский викариат был превращен в один из четырех приходов, действовавших в пределах Ереванской епархии, и возглавлялся викарием духовного предводителя епархии. Обратим внимание, что в упомянутом документе Армянская апостольская церковь по прихоти императора впервые за всю свою историю была названа Армяно-Григорианской – по имени ее первого Католикоса-Патриарха Григора Просветителя. 

На территории Ширакской епархии сегодня находятся церкви сел Лернакерт (IV в.) и Сараландж (V в.), знаменитая часовня Сурб Карапет (Св. Предтечи) в Ереруйке (V в.), троецерковный комплекс в поселке Пемзашен (V-VII вв.), церкви Сурб Григор Лусаворич (Св. Григора Просветителя) в селе Нор Кянк, Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы) в Саракапе (VI в.), Сурб Аствацацин (VII в.) в Маисяне, Сурб Акоб (Св. Иакова) в Агине (ХIХ в.), а также церкви в селах Агин, Башгюх, Дзорагюх, церкви Сурб Тадеос (Св. Фаддея) в селе Сарнахбюр и Сурб Степаннос (Св. Стефана) в селе Азатан – одном из крупнейших в Армении. Далее перечислим церкви Сурб Аствацацин в селе Гогаовит, Сурб Аствацацин в селе Торосгюх, Сурб Ованнес (Св. Иоанна) в селе Лернагюх (все три построены в ХIХ в.), а также возведенные в минувшем, ХХ столетии церкви в селах Беньямин и Аревик, монастырь Кармир-ванк (Красный монастырь) в селе Айреняц (V-VI вв.), монастырь Огеванк (Духов монастырь) в селе Сарнахбюр (ХII в.) и другие памятники национального культового зодчества. 
На территории Ширакской епархии находятся также популярнейший в свое время прославленный монастырь Аричаванк (VII-VIII вв.) и выдающийся центр духовной культуры средневековья монастырь Мармашен, кафедральная церковь которого строилась в 986-1029 г г. видным военно-политическим деятелем князем Ваграмом Пахлавуни (967-1045), являвшимся главнокомандующим вооруженными силами страны. 

Катастрофическое спитакское землетрясение в декабре 1988 г. разрушило многие храмы Ширакского региона. В числе действующих сегодня на территории епархии духовных очагов отметим церковь Сурб Аствацацин Йот Верк и часовню Сурб Рипсимэ в Гюмри, монастырь Аричаванк, церкви Сурб Степаннос в Азатане и Сурб Тадеос в Сарнахбюре. 

В Ширакской епархии действует духовная гимназия, после окончания которой гимназисты получают право на продолжение стационарного обучения в духовной семинарии «Геворгян» Всеармянского Эчмиадзинского католикосата.