ՀԱՅ ԱՌԱՔԵԼԱԿԱՆ ՈՒՂՂԱՓԱՌ
ՍՈՒՐԲ ԵԿԵՂԵՑԻ ՌՈՒՍԱՍՏԱՆԻ ԵՎ ՆՈՐ
ՆԱԽԻՋԵՎԱՆԻ ՀԱՅՈՑ ԹԵՄ
ՍՈՒՐԲ ԱՍՏՎԱԾԱԾԻՆ ԵԿԵՂԵՑԻ
Ք. ՆՈՎՈՍԻԲԻՐՍԿ

Российская и Ново-Нахичаеванская
Епархия
Святой Армянской Апостольной
Православной Церкви
“Сурб Аствацацин”
г.Новосибирск

Календарь
Благотворительность
responder
Подписка на новости
ГлавнаяНовости → Внутреннее убранство кафедрального собора Святого Эчмиадзина обретет облик 1840 года

Внутреннее убранство кафедрального собора Святого Эчмиадзина обретет облик 1840 года

В конце 2018 года кафедральный собор Первопрестольного Святого Эчмиадзина был закрыт для посетителей и сейчас окружен строительным лесами. Снаружи идет активное строительство, а изнутри собор неузнаваем. 

Основному этапу реконструкции предшествовал этап изучения и проектирования, который начался в 2012 году. В этап исследования были вовлечены опытные специалисты из-за рубежа. Был подготовлен проект по реконструкции и частичного укрепления собора, а летом 2017 года начались основные работы. В последний раз эчмиадзинский кафедральный собор был капитально отремонтирован в 1954-58 годы. 

«Планируется провести работы по укреплению основ четырех центральных входов и поврежденных арок, инъекции стен. Полностью демонтируются перекрытия купола и колокольных башен церкви, так как возникли трещины и проблемы в результате проникновения воды. После укрепления пригодные камни будут переустановлены, а недостающие – дополнены новыми. Камни колокольни сдвинулись и повисли. В таком же состоянии находились камни ротонд и куполов: есть трещины и отверстия, в результате чего проникает вода и разлагается строительная смесь. Посредством инъекционной технологии, которая принята во всем мире, мы консолидировали почти все стены», – рассказывает главный архитектор Первопрестольного Святого Эчмиадзина Ара Варданян. 

В связи со строительными работами по укреплению возникла также необходимость частичного демонтажа фресок. Сейчас они восстанавливаются в мастерской и будут возвращены в кафедральный собор после строительных работ. В ходе демонтажа оказалось, что под ними были повреждены и распадались некоторые части кладки, которые до этого не были видны. Фрески закрывали не только трещины стен, но и слои старых фресок, которые приписываются Овнатанянам. Руководитель Научно-исследовательского центра реставрации монументальной живописи Армении Аржаник Ованнисян говорит, что веками из-за влаги фрески разлагались и периодически восстанавливались или дополнялись новыми. «Слои сильно смешались, но есть архивные материалы, которые позволяют представить, как выглядел внутренний вид памятника в определенном веке и году. Наши исследования показали, что кафедральный собор в прошлом был иллюстрирован. Только на куполе было 23 Господних изображения, а нынешние орнаментные фрески были выполнены Овнатанянами. Фрески собора не очень стары, но ценные, поскольку их создали поколения Овнатанянов. Несмотря на то, что в этот период под персидским игом искусство в Армении переживало упадок, Овнатаняны предприняли первые шаги для его возрождения, которые до сих пор в полной мере не изучены в контексте истории армянского изобразительного искусства. Многие произведения традиционно приписывают "овнатанянской школе", не разделяя авторов. Изучив технику исполнения фресок, мы пытаемся различить их почерк, по отдельности представляя исполненные в разные периоды работы авторов», – рассказал Аржаник Ованнисян. 

Используя богатые архивные материалы, профессионалы обсудили и попытаются вернуть внутренний облик кафедрального собора 1840 года, укрепив и сохранив его, объединив старые и недавно обнаруженные фрески разных времен. 

«Восстановленные в 1954-1955 годы во главе Лидии Дурновой фрески будут сохранены, так как они также являются ценными. Над ними работали наши именитые художники Григор Ханджян, Эмма Корхмазян, Ваник Шарамбеян. Этот ставший историческим слой мы сохраним и восстановим», – разъясняет руководитель Научно-исследовательского центра реставрации монументальной живописи. 

Фрески больше не будут загрязнены от дыма свечей. Для возжигания свечей рядом с кафедральным собором строится отдельный зал. 

Главный архитектор Святого Эчмиадзина говорит, что делается все максимальное для того, чтобы в ближайшие 200-300 лет не было необходимости строительного вмешательства подобного объема. 

«У собора не будет видимых изменений. Фрески будут очищены, реконструированы, их цвета станут более насыщенными. На полу возникла необходимость строительных вмешательств, было демонтировано мраморное покрытие и оно будет заменено новым мрамором. Внедрена система вентиляции, отопления и охлаждения». Работы будут завершены к концу 2020 года. Главный архитектор уверяет, что работы идут без остановки: невозможно оставлять собор закрытым в течение длительного времени. 

Лусине Гарибян  
mediamax.am

Поделиться: