7 ноября Армянская Апостольская Церковь отмечает праздник свв. архангелов Гавриила и Михаила и всего воинства небесного.
Праздник был установлен в IV веке для почитания ангелов – бесплотных, бесполых и бессмертных духовных существ, наделенных разумом, волей и могуществом.
«Ангел» - греческое слово, которое означает посланник. Такое название они получили, потом что служат спасению человеческого рода и служению ему. Апостол Павел сказал: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1:14).
Ангелы — постоянные действующие лица во многих книгах как Ветхого, так и Нового Заветов. Сам Спаситель рассказывает ученикам о небесных существах. «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного»(Мф 18:10).
Отцы Святой Церкви считают, что Ангелы численностью значительно превосходят всех людей, «когда-либо живших, живущих и еще имеющих родиться». В Книге Откровений говориться: «И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч» (Откр. 5:11).
Согласно Дионисию Ареопагиту, существуют три ангельские иерархии, каждая из которых делится на три чина. Святой Григор Татеваци дает толкование для каждого из девяти чинов, согласно которому у каждого из них есть свое особое предназначение.
1. Серафимы («пламенеющие») - побуждают к любви к Богу
2. Херувимы («многое разумение») - чрез них ниспосылается просвещение
3. Престолы - чрез них преимущественно проявляется правосудие Божие
4. Власти - укрощают власть бесовскую, отражают искушения
5. Господства - ниспосылают силу к мудрому управлению земным властям
6. Силы – укрепляют людей, дают благодать чудотворений угодникам Божиим
7. Начала - управляют вселенной, законами природы; охраняют народы и страны
8. Архангелы - являются проводниками откровения Божия
9. Ангелы - приставлены для хранения каждого христианина
Гавриил – один из семи архангелов, возносящий к Богу молитвы людей, возвещающий им благие вести, а также раскрывающий смысл пророческих видений и мистических событий. Гавриил был послан в галилейский город Назарет – к будущей Богородице Марии: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами... Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего... и Царству Его не будет конца».
Архангел Михаил главенствует над ангельскими чинами. Он является архистратигом небесных сил, защищающим истину и праведников. Михаил свергнул с неба возгордившегося Сатану и остальных падших ангелов. В Откровении Иоанна описывается небесная битва, в которой Михаил и его ангелы воюют против дьявола: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе». При всем своем могуществе и данной ему власти Михаил вершит суд исключительно именем Бога.