3 мая прошла первая встреча рабочей группы по вопросам взаимоотношений между Республикой Армения и Армянской Апостольской Церковью.
Первое заседание прошло под предводительством Его Святейшества Гарегина Второго, Верховного Патриарха и Католикоса Всех Армян, и премьер-министра Армении Никола Пашиняна.
РЕЧЬ ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА ГАРЕГИНА ВТОРОГО, ВЕРХОВНОГО ПАТРИАРХА И КАТОЛИКОСА ВСЕХ АРМЯН
Многоуважаемый премьер-министр!
Духовные отцы!
Досточтимые государственные мужи и присутствующие!
Приветствуем и приносим вам наше благословение. Выражаем нашу радость в связи с созывом первого заседания рабочей группы по обсуждению отношений между Церковью и государством.
Этот новый формат регулирования отношений между государством и нашей Церковью является благоприятной возможностью для обсуждения представляющих взаимный интерес вопросов и поиска путей их решения во имя выполнения миссии нашей Церкви и во благо нашей страны и народа.
Наша история – лучшее свидетельство того, что в стезе своей душеспасительной миссии Церковь внесла неоценимый вклад в укрепление и усиление армянского государства, а также поддерживанием государства способствовала развитию духовного служения нашему народу.
Благодаря тесному сотрудничеству Святого Католикоса Григория Просветителя и Святого царя Трдата III взаимоотношения между Церковью и государством осветились провозглашением Армении первым христианским государством, что есть и остается славой и гордостью нашего народа.
В условиях отсутствия государственности Церковь продолжала оберегать и предводительствовать наш народ, ярко храня осознание восстановления государственности и внося усилия для переутверждения государственности. Позиция Армянской Церкви по непоколебимому сохранению государства и руководству государственными интересами наилучшим образом отражена в известной формулировке Святого Саака Партева, которая на протяжении всей истории Армянской Церкви была ключевой в деятельности наших патриархов и церковнослужителей.
Миссия нашей Церкви преобразила жизнь нашего народа духовными, образовательными, научными и культурными достижениями. В основе душеспасительной миссии Церкви – воспитание личности в духовно-нравственной системе ценностей, воспитание и образование верующего, патриотичного, законопослушного сына народа, а также первостепенная роль государства в ответственном деле формирования гражданина. В этом смысле чрезвычайно важно сотрудничество государства и Церкви, продиктованное нашими национальными интересами и предпочтениями, императивом сохранения нашей национальной идентичности, духа, облика.
Восславляем Господа за то, что за прошедшие годы независимости были предприняты значительные шаги в направлении регулирования отношений между нашим государством и Церковью. Тем не менее, существуют важные вопросы и проблемы, которые необходимо разрешить. Надеемся, что в рамках этой рабочей группы будут найдены эффективные решения для беспрепятственного осуществления миссии Церкви в нашей национальной жизни. В ходе обсуждений, считаем, что должны быть учтены некоторые отправные реалии и наблюдения, которые представляем ниже.
1. Конституция Республики Армения признает Армянскую Апостольскую Церковь как Национальную Церковь, принимая во внимание исключительную миссию Церкви в жизни нашего народа. В то же время Конституция гарантирует свободу деятельности религиозных организаций. Предоставление особого статуса Армянской Апостольской Церкви иногда преднамеренно представляется как дискриминационное выражение, что однозначно является предвзятой оценкой и не соответствует международному опыту и принятым стандартам. Изучение и опыт различных стран, в том числе религиозных законодательств ряда европейских государств, показывают, что особый статус религиозного учреждения, сыгравшего важную роль в истории страны и народа, никак не подразумевает дискриминацию религиозных организаций.
2. Конституционный принцип, отделяющий религиозные организации от государства, иногда неверно воспринимается с точки зрения ограничения исторически сложившейся миссии Армянской Церкви. Эту позицию пытаются оправдать, ссылаясь на принцип секуляризации государства. Между тем, понятие «светское государство» не несет в себе антицерковный или антирелигиозный элемент и не исключает сотрудничество между государством и церковью, не препятствует его воплощению в жизнь в различных сферах, особенно в имеющей богатое христианское наследие, древнюю традицию и прошлое Армении.
3. В законодательном регулировании ключевых церковных вопросов необходимо учесть огромные материальные и человеческие потери и ущерб, нанесенные Армянской Апостольской Церкви в результате гонений на Церковь в ходе Геноцида армян, а также в советские годы, в том числе, разрушение и уничтожение монастырей, церквей, церковных структур и насильно присваивание имущества и поместий. Надо учитывать все это, а также тот факт, что церковно-государственные отношения в тот период не позволили восстановить понесенные потери. В этом контексте важна поддержка государства, дабы Церковь могла восстановить необходимые условия и возможности для своей миссии на Родине и в диаспоре. С деятельностью рабочей группы связаны позитивные ожидания как духовенства, так и наших верующих. Уверены, что расширение партнерства между Церковью и государством должно способствовать укреплению национальной и духовной жизни нашего народа, формированию сознательного и законопослушного гражданина, укреплению семьи, процветанию Церкви и развитию государства.
Молимся, чтобы Господь даровал процветание и благополучие нашей родной стране под мирным небом и благословил все усилия нашего народа и властей родины во имя нашей Отчизны, прогресса национальной жизни, процветающего и светлого будущего.