ՀԱՅ ԱՌԱՔԵԼԱԿԱՆ ՈՒՂՂԱՓԱՌ
ՍՈՒՐԲ ԵԿԵՂԵՑԻ ՌՈՒՍԱՍՏԱՆԻ ԵՎ ՆՈՐ
ՆԱԽԻՋԵՎԱՆԻ ՀԱՅՈՑ ԹԵՄ
ՍՈՒՐԲ ԱՍՏՎԱԾԱԾԻՆ ԵԿԵՂԵՑԻ
Ք. ՆՈՎՈՍԻԲԻՐՍԿ

Российская и Ново-Нахичаеванская
Епархия
Святой Армянской Апостольной
Православной Церкви
“Сурб Аствацацин”
г.Новосибирск

Календарь
Благотворительность
responder
Подписка на новости
Главная > ААЦ > Епархии > Гугаркская епархия

Гугаркская епархия

До утверждения Гугаркской епархии в ее сегодняшних пределах Лорийский регион входил в состав Ширакской епархии Армянской апостольской церкви. Гугаркская епархия была создана указом Католикоса Всех Армян Вазгена I в 1992 г., который утвердил кафедрой главы епархии город Дилижан. 

Епархия была переформирована указом Католикоса Всех Армян Гарегина I от 30 мая 1996 г. Сегодня она охватывает часть исторического Гугаркского региона – Лорийскую и Тавушскую области Армении. Кафедрой главы епархии служит церковь Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы) в городе Ванадзор. 

По своему статусу Гугаркская епархия фактически является наследницей знаменитой в эпоху позднего Средневековья Ахпатской епархии, хотя в административно-территориальном плане епархия на данной территории существовала значительно раньше. В эпоху правления царской династии Аршакуни Гугарк являлся одним из четырех пограничных княжеств-бдешхств Армении, обеспечивавших безопасность государственных границ. Бдешхи (по-армянски – консулы, наместники) были наиболее богатыми и могущественными вассалами царя. На эту должность назначались либо члены царской семьи, либо представители самых могущественных нахарарских родов. По своей административной и военной власти бдешхи уступали только царю и потому при дворе воспринимались в определенной степени как опасные конкуренты государя. Резиденция Гугаркского бдешха находилась в Цуртаве, здесь же располагалась и кафедра предводителя епархии. В Цуртавской церкви находилась одна из реликвий армянских и грузинских христиан – мартирий святой мученицы Шушаник. 

Жившая в V в. Шушаник Мамиконян была правнучкой святого патриарха Саака Партэва и дочерью национального героя – князя Вардана Мамиконяна, также канонизированного Армянской церковью. Девушку выдали замуж за гугаркского бдешха – князя Васкена. Из соображений политической корысти Васкен отрекся от христианской веры и под влиянием своих персидских покровителей принял огнепоклонство. Отправившись к персидскому двору, князь попросил дать ему в жены персиянку, приблизить к престолу, а взамен обещал отвратить своих сыновей и дочерей от христианства. 
Он потребовал у жены отречься от христианства и принять религию маздеистов. Княгиня ответила отказом, за что князь жестоко избил ее и приказал не пускать к ней лекарей. Как повествует автор «Жития святой Шушаник», она сказала своему духовнику: «Не плачь обо мне, ибо без борьбы и мучений ни один человек не может очиститься пред Богом. Помощь Спасителя не оставит без милосердия тех, кто уповает на Него. Я рада страданиям, выпавшим на мою долю, ибо благодаря им приобщусь к доброму наследию моих отцов, которое в нашем Иисусе Христе». 

Однажды, узнав, что Шушаник пошла в церковь, Васкен поскакал следом. Он схватил княгиню за волосы, выволок из храма, заковал в кандалы и бросил в подвал, а сам отбыл в Персию. Благодаря преданным слугам Шушаник имела возможность общаться с людьми. Молва о добродетельной княгине-подвижнице собирала у ее темницы толпы паломников, которых она наставляла жить в праведности и исцеляла больных молитвами. До Васкена дошли слухи об этом. Он вернулся и вновь беспощадно избил княгиню. Люди приходили к угасавшей Шушаник удостоиться ее благословения. Она испустила дух в 475 г. со словами: «Славлю Тебя, Христос, сподобивший меня, недостойную, умереть, дабы стать угодной в Твоем Царстве. Мучения мои да будут угодны Тебе по заступничеству Святых Отцов моих, возлюбивших Имя Твое. За Тебя отдаю душу свою». 

Пока Шушаник была в сознании, она не переставала читать Евангелие, переписанное рукой ее прадеда – святого Саака I. 

Грузинский царь Вахтанг Горгасал приказал казнить Васкена как предателя веры. Впоследствии мощи Шушаник были перезахоронены в Тифлисе. Память святой отмечается Армянской церковью во второй день Варагского поста. 

Цуртав был разрушен в первый период арабских нашествий (VII в.), а территорию Гугаркской епархии впоследствии включили в состав Ахпатской епархии, о чем сообщает историк Степаннос Орбелян – Сюникский митрополит. Когда династия Багратуни, изгнав арабов, восстановила государственность, в Гугарке были основаны царские монастыри Санаин (967 г.) и Ахпат (977), благодаря которым в регионе оживилась духовно-церковная жизнь. 

В эпоху династии Багратуни церковная власть Гугарка утвердилась в Таширской области. Царь Смбат I в 979 г. прибыл в Санаинский монастырь и особым указом утвердил его в качестве кафедры Таширского епископа. Смбат лично утвердил подчиненную епархии территорию – от грузинской границы до областей Ниг и Ширак, после чего велел рукоположить настоятеля Санаинского монастыря о. Есаи в Таширского епископа. Этот указ царя Смбата Багратуни сохранился в книге «Котук» Санаинской обители. 

Начиная с 60-х гг. ХI столетия Санаинский монастырь отошел на второй план, уступив место набиравшей силу Ахпатской обители. Даже родовая гробница правителей Ташир-Дзорагетского (Лорийского) малого царства из династии Кюрикидов, которых прежде погребали в Санаине, со смертью царя Кюрике I была перенесена в Ахпатский монастырь. 

В 1081 г. сразу после назначения Барсега Пахлавуни (будущий католикос Барсег I) соправителем католикоса Григора II был основан Ахпатский епископат. Наряду с епархиями Сюника, Бджни и Артаза, Ахпатский епископский престол играл настолько значительную роль в церковной жизни Армении, что при несогласии предводителя одной из этих епархий даже избрание католикоса всех армян считалось недействительным. 

Ахпатский духовный престол просуществовал до 1836 г., когда на основе изданного российским императором Николаем I «Положения об управлении делами Армяно-Григорианской церкви в России» в российской части нашей страны было учреждено семь епархий, шесть из которых (Карабахская, Ново-Нахичеванская, Шемахинская, Бессарабская, Грузинская и Астраханская) управлялись архиепископами, а седьмая, Ереванская, – Католикосом Всех Армян, которому при этом подчинялись все остальные перечисленные епархии. 

Гугаркская епархия считается одним из крупнейших духовных центров с богатыми историческими и церковными традициями. Здесь находятся знаменитые монастыри Одзун (конец VI в.), Ахпат, Санаин, Гошаванк (иначе Нор-Гетик, ХII-ХIII вв.), Нор Варагаванк (ХII-ХIII вв.), Хоранашат (ХIII в.), Макараванк (ХIII в.), Агарцин (Х-ХIII вв.), Кобайр и Морудзор (V-ХIII вв.), Аракелоц (ХIII в.), Дехцнут (ХIII в.), Киранц (ХIII в.), Мшкаванк (ХIII в.), Оромайр (ХII-ХIII вв.), Сурб Ованнес в Ардви. Уникальность епархии в том, что средневековые культовые постройки на ее территории сохранились практически во всех старинных населенных пунктах региона. 

Действующими церквями на территории епархии являются храм Сурб Аствацацин в Ванадзоре, Сурб Саргис в Степанаване, Сурб Арутюн в Спитаке, Сурб Нерсес Шнорали в Иджеване, Агарцинский монастырь.

Архиепископ Сепух Чулджян 

Краткая биография

Архиепископ Сепух родился 24 марта 1959 года в Малатье (Турция). Он начал получать   образование в колледже «Нерсисян» в Костантинополе (Стамбуле). В 1969 году его семья вернулась в Армению и поселилась в Гюмри, где он и продолжил учебу.

В 1978 году Архиепископ Сепух поступил в Духовную Семинарию Геворгян Первопрестольного Святого Эчмиадзина. В 1979 году он прервал свое образование из-за службы в Советской армии. После окончания службы вернулся в семинарию. 

В 1985 году рукоположен в сан диакона ключарем Первопрестольного Святого Эчмиадзина, Архиепископом Хусиком Сантуряном.

В марте 1986 года успешно защитил дипломную работу на тему «Переводческие работы Лукаса из Харберда». После окончания семинарии был назначен служить в секретариат Католикосата.

Отец Сепух был рукоположен в иеромонахи 7 июня 1987 года Архиепископом Нерсесом Позапаляном и наречен именем Сепух. После рукоположения продолжил свое служение в Католикосате Святого Эчмиадзина.

В сентябре 1987 года отец Сепух был назначен заместителем ректора Духовной Семинарии Геворгян. В ноябре 1989 года отец Сепух защитил докторскую диссертацию на тему «Пост в Армянской апостольской церкви» и получил сан архимандрита (вардапета). 

В 1990 г., Его Святейшество Вазген I назначил отца Сепуха служить духовным пастырем армян Женевы (Швейцария).  В 1991 году отец Сепух вернулся в Армению и был назначен главой Ширакской епархии. 

После обретения Арменией независимости перед Армянской апостольской церковью встали серьезные административные задачи. В июне 1995 году отец Сепух был назначен на должность директора инвентаризационного комитета. Также в этом году отец Сепух стал руководителем комиссии по возвращению церковных ценностей, изъятых во времена правления коммунистов. 

В 1996 году он был представителем Армянской Церкви в Центральном комитете по оказанию гуманитарной помощи Республики Армения.

3 июня 1996 года распоряжением приснопамятного Католикоса Всех Армян Его Святейшества Гарегина I отец Сепух был назначен руководителем Гугаркской епархии.

Отец Сепух был рукоположен в епископы 15 июня 1997 года Его Святейшеством Гарегином I.

В ноябре 2000 года отец Сепух был назначен членом Верховного Духовного Совета Армянской апостольской церкви.

В октябре 2000 года он был избран членом армянского филиала Международной академии естественных и общественных наук.