ՀԱՅ ԱՌԱՔԵԼԱԿԱՆ ՈՒՂՂԱՓԱՌ
ՍՈՒՐԲ ԵԿԵՂԵՑԻ ՌՈՒՍԱՍՏԱՆԻ ԵՎ ՆՈՐ
ՆԱԽԻՋԵՎԱՆԻ ՀԱՅՈՑ ԹԵՄ
ՍՈՒՐԲ ԱՍՏՎԱԾԱԾԻՆ ԵԿԵՂԵՑԻ
Ք. ՆՈՎՈՍԻԲԻՐՍԿ

Российская и Ново-Нахичаеванская
Епархия
Святой Армянской Апостольной
Православной Церкви
“Сурб Аствацацин”
г.Новосибирск

Календарь
Благотворительность
responder
Подписка на новости
ГлавнаяСтатьи → О третьей заповеди: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…».

О третьей заповеди: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…».

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исход 20:7).

Данные строки представляют третью из десяти заповедей, которые согласно Священному Писанию были даны Моисею Богом на горе Синай (Исход 19:10-25). Но заповеди эти были даны не только народу Израиля, но и всем нам как схема жизни, как некий внутренний закон, который указывает нам правильный путь, но не лишает свободы действий, подсказывает, как необходимо жить, но не лишает свободы выбора. Бог даровал нам эти заповеди независимо от того, будем ли мы их исполнять, будем исполнять все или только некоторые. Важно осознавать, что они являются выражением Божественной любви к нам, ибо ведут нас к праведной жизни, которая угодна Господу, дают нам возможность стать еще ближе к Нему.

О чем же говорится в этой заповеди?

Третья заповедь запрещала неблагоговейное, праздное употребление имени Божия в шутках, беседах, разговорах мирского характера. Нарушением этой заповеди является не только произнесение имени Господа, но и легкомысленное употребление клятвы, богохульство, нарушение обетов, данных Богу, призвание имени Божьего в пустых житейских делах.

Нарушая эту заповедь, осознано или не осознано, мы забываем, что имя Божье должно произноситься с благоговением, поскольку оно свято и обладает величайшей силой. Об этом могут свидетельствовать многочисленные новозаветные истории, в которых имени Божьему подчинялась природа, им совершались чудеса, исцеления, изгнания бесов.

Для каждого верующего человека самые яркие, добрые чувства в жизни связаны с Господом Богом, с Его именем. Чувства, которые появляются у нас при мысли о Боге, являются самыми ценными для нас, они никогда не имеют негативную, темную сторону. Следовательно, произнесение имени Божьего должно быть осознанным. Но… к сожалению, большинство из нас страдает таким недугом, как частое использование так называемых слов-паразитов во время разговора. Часто они являются результатом бедности словарного запаса или же просто дурной привычкой. Конечно же, мы не вкладываем в них какого-либо смысла, то есть произносим их всуе (без необходимости, напрасно). Человеку характерно привыкать к употреблению слов без цели, без толку.

И вот общество настолько упразднило слова «Господь» и «Бог», что стало употреблять их в разных случаях по надобности и без надобности. Мы готовы произносить Имя Господне всегда, в любой ситуации, как например: «Слава Богу, что преподаватель не спросил на уроке…», «Слава Богу, успел на работу…», споткнулся — «Ой, Господи» и т.д.

Мы перестали придавать словам значение, не ощущаем больше благочестивого трепетного страха при произношении имени Божьего. В то время как святые отцы нашей церкви падали на колени при одном упоминании имени Господня, отдавали свои жизни, вставая на его защиту.

Имя Божье всегда должно вызывать у нас чувство Его полного присутствия, использовать его нужно, как можно реже, только при обращении в молитве или рассказе о Нем. Но это ни в коем случае не означает, что остальные слова не должны иметь для нас какой-либо ценности, в конце концов, мы ответственны за каждое произнесенное нами слово.

Имя Господне мы вспоминаем, когда бывает страшно, когда теряется всякая надежда, имя Господа Иисуса Христа, придает нам храбрости и умиротворяет наши души. Когда человек остается один, разочарованный в родных и близких, единственное имя, которое может его поддержать в этом суетном мире и помочь сохранить в нем надежду, является имя Господне. Как же мы можем так праздно относится к нему?

Уместно будет привести в пример мудрую притча, которая очень точно рассказывает о том, как нужно относиться к имени Господню.

Один золотых дел мастер, работая в своей мастерской, непрестанно употреблял имя Божие всуе: или как клятву, или как присказку. Паломник, проходивший через это селение, услышал эти слова и был крайне возмущен. Он громко позвал мастера по имени, чтобы тот вышел на улицу, а сам спрятался. И когда мастер вышел на улицу, он обнаружил, что никого нет. Удивившись, он вернулся в свою мастерскую и продолжил работу. Через некоторое время странник вновь зовет его, а когда тот выходит, делает вид, что совсем не звал его. Сильно разгневанный мастер крикнул страннику: «Искушаешь ли ты меня, странник, или шутишь, когда у меня столько работы? Ты зовешь меня, а потом делаешь вид, что не звал». Отвечает ему странник миролюбиво: «Воистину, у Бога значительно больше работы, чем у тебя, ты же все время поминаешь Его всуе, а на меня обижаешься за то, что я тебя отвлек. Кто имеет больше оснований сердиться — Бог или ты, золотых дел мастер?» И мастеру стало стыдно. Вернулся он в свою мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.

Давайте же благоговейно, с верой в душе, с любовью и трепетом в сердце относиться к святому имени Всемилостивого Господа нашего и в суете мирской научимся не произносить Его всуе, ибо «…именем Господа Бога нашего хвалимся» (Псалом 19:8).

Поделиться: