В 301 г. Армения стала первым государством в мире, которое официально объявило христианство своей государственной религией. Следом за Арменией христианство приняла Грузия, а затем в 361 г. Византийская империя. В 301 г. глава Армянской церкви, святой Григорий Просветитель, обратил в христианство царя Армении Трдата III. Согласно церковным источникам, святой Григорий был заключен в тюрьму на 13 лет по приказу царя Трдата. Все это время он жил в тюремной яме, называемой Хор Вирап (Խոր Վիրաբ, «глубокий колодец» по-армянски). После того как царь Трдат тяжело заболел, святому Григорию, обладавшему способностями целителя, удалось излечить царя, что и послужило началом уверования Трдата III в Христа и его последующего крещения Св. Григорием.
Армянская апостольская церковь существовала с первых дней апостольского миссионерства и является одной из самых древних постоянно действующих организаций. Христианскую веру начали проповедовать в Армении два апостола Иисуса Христа: святой Варфоломей и святой Фаддей.
Армянская апостольская церковь является также самой древней национальной христианской церковью в мире. В 451 г. церковь отвергла решения Экуменического собора в Халкедоне, а в 554 г., во время церковного собора в армянском городе Двине, Армянская Апостольская Церковь официально расторгла отношения с Вселенской Церковью.
Христианство в Армении окончательно утвердилось после перевода Библии на армянский язык в 406 г. св. Месропом Маштоцем – армянским богословом и ученым-лингвистом, который изобрел армянский и грузинский алфавиты и около 410 г. открыл первую армянскую школу в монастыре Амарас, на территории современного Нагорного Карабаха.
Христианство в восточных провинциях Армении
В отличие от большинства других епархий Армянской апостольской церкви, Арцахская епархия имеет уходящую вглубь веков традицию автономии в пределах церкви. Отчасти это происходит вследствие того, что Арцах и соседняя область Утик, известные вместе как Восточный край Армении (Կողմանք Արևելից Հայոց), имели более длинную историю самоуправления, чем большинство других областей страны. Традиция автономии Арцахской епархии подобна другим полуавтономным епархиальным единицам церкви: католикосатом Киликии (основан в 1058 г.), католикосатом Ахтамара (основан в 1113 г.), митрополия Сюника (основана в 1286 г.), патриархатом Иерусалима (основан в 1307 г.) и патриархатом Константинополя (основан в 1461 г.).
Согласно легенде, христианство в Арцахе стало официальной религией со дня крещения св. Григорием Просветителем местного армянского монарха Урнайра (арм. Ուռնայր), которое состоялось незадолго после крещения армянского царя Армении Трдата III. По сведениям Мовсеса Каганкатваци, армянского историка провинций Арцах и Утик и автора труда «История Страны Агванк» (арм.: Պատմություն Աղվանից Աշխարհի), св. Григорий назвал своим приемником Товмаса из Саталы и рукоположил его в епископы.
Приблизительно в 330 г. Григорис (внук св. Григория) был назначен епископом княжества Агванк – восточно-армянского государства, которое включало в себя провинцию Армении Арцах (на большей части которой располагается современная Нагорно-Карабахская Республика). В 338 г. Григорис был убит язычниками во время распространения христианства в Стране Массагетов (современный Дагестан, Северный Кавказ). Останки Григориса были возвращены его учениками в Арцах и захоронены в мавзолее монастыря Амарас – одном из самых древних памятников Нагорного Карабаха и всего христианского мира.
Согласно армянской традиции, около 410 г. в монастыре Амарас существовала первая школа, где обучали армянскому алфавиту, созданному св. Месропом Маштоцем. Святой Месроп был одним из самых активных проповедников Евангелия в Арцахе и Утике. В «Истории страны Агванк» святому Месропу посвящены четыре отдельные главы, где его называют просветителем, благовестником и святым. В целом святой Месроп трижды отправлялся на восток Армении, где посещал не только армянские провинции Арцах и Утик, но также языческие земли, лежащие севернее от реки Куры, у предгорий Большого Кавказа.
Подъем и становление Святого Престола Гандзасара
Преобразование монастыря Гандзасар в центр христианства в восточных областях Армении было связано с усилением Хаченского княжества в XIII в. в период правления великого князя Асана Джалала Вахтангяна.
Начиная с XIV в. и до 1836 г. в монастыре Гандзасар размещалось восточное подразделение Армянской апостольской церкви, известное как Святой Престол Гандзасара. Гандзасар управлял не только приходами армянских провинций Арцах и Утик, но также и общинами, которые были расположены к востоку от исторической границы Армении, проходящей вдоль реки Куры, и включали в себя регион Каспийского моря и Большого Кавказа.
Арцахская епархия в девятнадцатом веке
В 1805 г. армянские провинции Арцах и Утик были отвоеваны Российской империей у Персии. В 1815 г. по ходатайству Верховного Престола Св. Эчмиадзина Армянской апостольской церкви статус Святого Престола Гандзасара был понижен в чине от католикосата до митрополитства. Арцахская епархия в своем современном виде была сформирована в 1836 г. после ликвидации Гандзасарского митрополитства. К этому времени Верховный Престол Св. Эчмиадзина уже напрямую контролировал все приходы бывшего Святого Престола Гандзасара.
В начале 1857 г. Арцахская епархия была разделена на две части: епархия Карабаха и епархия Шемахи. Викариат Гандзака, который относился к консистории Тифлиса Армянской апостольской церкви (Грузия), контролировал провинцию Утик и район Гардман, расположенные к югу от г. Гандзак (современный г. Гянджа в Азербайджане).
В 1913 г. епархия Карабаха имела 222 функционирующих церкви и монастыря, 188 священнослужителей и 206 тысяч прихожан, живущих в 224 армянских населенных пунктах.
Арцахская епархия после Октябрьской революции 1917 г.
После Октябрьской революции 1917 г., несмотря на многочисленные ожесточенные протесты армянского народа Нагорного Карабаха, российские большевики отделили Нагорный Карабах от Армении и присоединили его к Азербайджану. В результате, армянское христианство в Нагорном Карабахе попало под двойной гнет – как со стороны советской власти большевиков-атеистов, так и со стороны азербайджанских националистов из Баку. Все армянские церкви в Нагорном Карабахе были вскоре закрыты. В конечном счете многие из них пришли в упадок или были разрушены группами азербайджанцев, направляемых из Баку с целью ликвидации армянского исторического наследия Арцаха. Епархия Карабаха была ликвидирована в 1930 г. Многие армянские священники из Карабаха были сосланы в Сибирь, а некоторые были убиты прямо в церквях и монастырях, часто во время церковной службы.
После репрессий со стороны советских властей и азербайджанских националистов Нагорно-Карабахская автономная область стала единственной советской национально-территориальной единицей, где не было ни одной функционирующей церкви, несмотря на то что более 90% ее населения были христианами. Напротив, у небольшого мусульманского меньшинства Нагорного Карабаха было в распоряжении две функционирующих мечети в городе Шуши плюс одна мечеть в городе Агдам рядом с административной границей Нагорно-Карабахской автономной области.
Несмотря на тяжелые времена, некоторые армянские священнослужители из Нагорного Карабаха пережили преследования и даже заняли высокие посты в иерархии Армянской апостольской церкви. Самым выдающимся из них был, несомненно, католикос Гарегин I Овсепян (1867-1952). Гарегин Овсепян родился в поселке Магавуз на территории бывшего арцахского/карабахского княжества Джраберд. С крестом в руке и молитвой на устах отец Гарегин вдохновлял народных ополченцев во время сражения армянских войск против турецких интервентов при Сардарапате (25 мая 1918 г.) и позже получил известность как историк искусства. В годы советской власти он вместе с великим зодчим Александром Таманяном участвовал в создании комитета охраны исторических памятников Армении. В 1925 г. Гарегин Овсепян был рукоположен архиепископом и назначен духовным предводителем армян Крыма и Новой Нахичевани. В 1930 гг. Хорен I Мурадбегян, Католикос Всех Армян, стремясь спасти выдающегося ученого-священнослужителя от сталинских репрессий, назначил его предводителем Американской епархии и сумел переправить его за границу – в США (самого же католикоса Хорена I вскоре убивают по приказу Л. Берии). После долгих лет, проведенных в эмиграции и служения в приходах армянской диаспоры, в 1947 г. Гарегин Овсепян был избран католикосом Святого Престола Киликии, вследствие чего стал вторым по степени важности иерархом Армянской апостольской церкви.
Арцахская епархия в наши дни
Одной из целей начавшегося в 1988 г. Карабахского национально-освободительного движения было возрождение христианской веры и восстановление древних армянских церквей и монастырей в Нагорном Карабахе. В 1989 г. под давлением Еревана, Нагорного Карабаха и зарубежных армянских общин Кремль разрешил возвратить монастыри Гандзасар и Амарас Армянской апостольской церкви. После десятилетий безрезультатных петиций Церковь получила, наконец, возможность восстановить Арцахскую епархию и направить в Нагорный Карабах священнослужителей.
В 1991 г. Арцахская епархия основала в Ереване теологический центр «Гандзасар», чья деятельность направлена на развитие религиозной мысли и ознакомление общественности со святым Евангелием. Центр издал более 60 книг и имеет собственную радиостанцию и веб-сайт.
Начиная с 1997 г. по инициативе Арцахской епархии, в средних школах Нагорного Карабаха стали преподавать курсы: «История религии» и «Слово Божие».
Официальная резиденция Арцахской епархии находится в монастыре Гандзасар, однако административные службы епархии располагаются в городе Шуши, недалеко от собора Всеспасителя «Газанчецоц». Шуши является исторической и культурной столицей республики и вторым по величине городом Нагорно-Карабахской Республики.
Епархия возглавляется архиепископом Армянской апостольской церкви и имеет в своем подчинении около 30 церквей и монастырей в Нагорном Карабахе. Помимо монастыря Гандзасар в их число входят шедевры армянской архитектуры и исторические памятники мирового значения: монастырь Амарас (IV в.), монастырь Цицернаванк (IV-VI вв.), монастырь Дадиванк (1214-1237), монастырь Гтичаванк (1241-1246) и собор Всеспасителя «Газанчецоц» в г. Шуши (1868-1888).
ГЛАВА
Архиепископ Паргев Мартиросян
Краткая биография
Архиепископ Паргев Мартиросян (в миру Гурген) родился в городе Сумгаит Азербайджанской ССР, где и получил начальное образование. Корни его семьи уходят в Северный Арцах, в знаменитый город Чардахлы.
В 1971 году отец Паргев окончил Ереванскую математическую школу. В 1971-1976 годах учился в Ереванском политехническом университете и в Государственном педагогическом институте русского и иностранных языков им. В.Брюсова.
В 1980 году отец Паргев поступил в Духовную Семинарию Геворгян Первопрестольного Святого Эчмиадзина. Рукоположен в сан диакона в 1983 году. В 1984 году окончил семинарию.
После окончания семинарии отец Паргев был назначен служить в Музее-сокровищнице им. Алекса и Мари Манукян Святого Эчмиадзина.
В 1985 году был рукоположен в сан иеромонаха и наречен именем Паргев. В том же году направлен на учебу в Ленинградскую Духовную Академию.
В 1986 году отец Паргев вернулся в Армению. Он получил сан архимандрита (вардапета) и был назначен в Духовную Семинарию Геворгян. В 1987 году отец Паргев получил степень доктора богословия Ленинградской Духовной Академии. В том же году он был назначен настоятелем Церкви Св. Рипсиме в г. Эчмиадзине.
В ноябре 1988 года отец Паргев Мартиросян был рукоположен в сан Епископа Католикосом Всех Армян Его Святейшеством Приснопамятным Вазгеном I.
Архиепископ Паргев Мартиросян – автор трех книг и многочисленных статей. Он хорошо известен активистам международной правозащитной деятельности. Одна из них – Кэролайн Кокс, баронесса Куинсбери, независимый член британской Палаты лордов и всемирно известный борец с многими глобальными гуманитарными проблемами. Кэролайн Кокс была защитницей Нагорного Карабаха в его стремлении к свободе, независимости и христианскому возрождению, начиная с 1991 года.